Публикации в СМИ о создании корпоративных учебных центров (КЦ) вообще-то найти нетрудно. Прибавьте к этому многочисленные обучающие курсы и регулярно проходящие конференции, посвященные всестороннему изучению данной проблематики, и получится, что обсуждать-то нечего — вопрос уже хорошо изучен. Но вот парадокс, с которым я столкнулась при подготовке материала. В соответствии с результатами опроса читателей PC Week/RE КЦ есть у 46% компаний, т. е. практически каждый второй (!) ответивший работает в организации, имеющей собственный КЦ.
А теперь попробуем найти эти компании. Поиск в Интернете дает единичные примеры сайтов, на которых упоминается хоть что-либо о фирменном КЦ. Странно — ведь это серьезное конкурентное преимущество, о котором вряд ли кто будет умалчивать… Прямой пиар своих КЦ (пресс-релизы, статьи, интервью, участие в публичных тематических мероприятиях) тоже осуществляют не многие компании. Непосредственное приглашение к обсуждению проблемы крупных дистрибьюторских фирм не дало результата — большинство из них (по словам их PR-служб) не имеет КЦ.
Подвергать сомнению ответы читателей мне не хочется — зачем им фантазировать на эту тему? В этой ситуации остается предположить, что либо большинству компаний нужно улучшить свою PR-деятельность, либо следует уточнить, что понимается под термином “корпоративный учебный центр”.
Проблемы пиара в этой статье обсуждать не будем, а вот на втором моменте остановимся…
Специалисты, занимающиеся созданием КЦ “под ключ”, определяют его как продукт, состоящий из комплекта внутренней документации по учебному центру (концепция, миссия, цели, стратегия, позиционирование, план, структура, должностные инструкции, мотивационные схемы, учетные формы, описание процедур, нормативов, требований и подходов, шаблоны договоров, сопряжение с целями, структурой и процедурами материнской компании, методические и информационные материалы, стиль, описание Web-сервера и системы автоматизации деятельности учебного центра), из набранного и обученного персонала, пакета необходимых курсов (учебники, презентации, описания, график проведения) и еще многого другого*. В данной интерпретации КЦ является мощной организационной структурой, способной решать большое количество задач, будучи центром по подготовке персонала и носителем корпоративных знаний и культуры, при этом он еще призван выполнять функции маркетингового звена и центра прибыли.
А вот определение попроще: корпоративный учебный центр — это носитель единых стандартов системы обучения персонала.
Или так: КЦ предназначен для развития определенных практических навыков у отдельных категорий ключевых сотрудников.
Первый вариант выглядит представительно и многозначительно, но создание такого центра является очень затратным мероприятием, а постоянное поддержание его в активном жизнеспособном состоянии — еще более затратным.
Второй вариант звучит красиво, но для практического применения требует дополнительной проработки и конкретизации понятий, связанных с “едиными стандартами системы обучения”.
Пожалуй, третий вариант нам подходит лучше всего. Если предположить, что именно так определяют КЦ большинство читателей, принявших участие в опросе, то его результаты становятся правдоподобнее.
И еще… Если говорить о средних и малых компаниях, то для них возведение мощного комплекса КЦ (по первому определению), как правило, неоправданно — как говорится, “не до жиру”… А вот построить добротный небольшой типовой КЦ № 3 вполне реально! Попробуем?
Как понять, что пора?
Безусловно, признаки того, что наступил подходящий момент для создания собственного УЦ, могут различаться в зависимости от нескольких обстоятельств, среди которых можно выделить три основных.
- Сложность продукта и/или технологии продаж.
- Способ распространения продукта (силами собственного персонала или через сеть магазинов/представительств).
- Необходимость обучения клиентов.
Для простых продуктов при несложных технологиях продаж (“грузите апельсины бочками”) можно обойтись созданием добротной документации, проработкой вводного инструктажа и организацией четкого контроля. В этом случае КЦ не нужен.
Сложные продукты или технологии продаж являются критически важным фактором, вызывающим настоятельную необходимость создания КЦ, если регулярно к работе нужно привлекать много новых сотрудников (при высокой текучке или в случае постоянного развития компании).
Распространение сложного продукта через сеть представительств (магазинов) или организация обучения клиентов пользованию этим продуктом в большинстве случаев превращает КЦ в насущную потребность.
Среди основных причин, ведущих к созданию КЦ, Александр Глушков, директор по персоналу компании Merlion, выделяет наличие уникальных компетенций и знаний, передача которых невозможна путем привлечения компаний — провайдеров обучения. Узконаправленные программы, настроенные на ключевые задачи конкретного бизнеса, можно реализовать только собственными силами с помощью специалистов компании.
“Главным индикатором необходимости корпоративного учебного центра, — подчеркивает Александр Глушков, — является экономический фактор. Если затраты (или инвестиции) на обучение начинают “переваливать” за планку привычных 2—3% от фонда оплаты труда, стоит подумать о создании системы внутреннего обучения”.
Елена Учиткина, руководитель учебного центра УК “Позитроника”, отмечает, что если компания работает на динамично развивающемся рынке, ей постоянно необходим определенный пул специалистов с актуальными навыками и знаниями в нужной области. То же самое касается компаний, нуждающихся в специалистах узкого профиля. А такие “в свободном доступе” появляются редко и стоят довольно дорого. “В обоих случаях, — считает Елена Учиткина, — выгоднее учить и развивать своих сотрудников, нежели постоянно искать новых. Инвестиции в данное направление можно рассматривать как один из способов повышения конкурентоспособности компании и увеличения ее стоимости”.
Ида Есипенок, директор по персоналу компании “АйТи”, напоминает, что ИТ, как правило, меняются каждые два года, а это, в свою очередь, требует непрерывного обучения инженерно-технического состава, да и сотрудники должны проходить постоянную подготовку по продуктам, технологиям, методам управления проектами.
Читатели PC Week/RE среди основных причин создания КЦ (см. рис. 1) выделили длительную и трудоемкую адаптацию новых сотрудников, постоянный приток нового персонала и финансовую выгоду (в случае, если обучение силами внешнего провайдера обходится дороже, чем во внутренней структуре).
Чем его занять, чтобы не простаивал?
На практике часто именно опасение того, что постоянную загрузку учебного центра обеспечить не удастся, является одним из основных препятствий на пути его создания. Однако при желании можно составить очень внушительный перечень задач для КЦ, особенно если вспомнить, что в максимальном своем воплощении он объединяет в себе четыре составляющие: развитие персонала, продвижение корпоративной культуры, маркетинговые функции и формирование прибыли.
С другой стороны, чем больше направлений работ мы возлагаем на структурное подразделение, тем больше затрат потребуется на организацию его эффективной работы. Поэтому и здесь самым оптимальным способом развития будет классический — от простому к сложному. Начинаем с обучения определенным практическим навыкам отдельных категорий ключевых сотрудников, а дальше смотрим, как пойдет развитие…
Вот и наши читатели в рейтинге задач КЦ на первые два места поставили развитие работающего персонала и обучение/адаптацию новых сотрудников (см. рис. 2).
Кстати, как отмечает Елена Учиткина, сама обучающая функция КЦ включает в себя несколько очень трудоемких и важных направлений. Прежде всего это выявление самой потребности в обучении: следует оценить, насколько знания и умения сотрудников соответствуют тому уровню компетенций, который определяется конкретными бизнес-задачами и стратегическими приоритетами. После установления необходимости обучения идут этапы разработки и внедрения эффективной системы развития персонала, которые включают создание и адаптацию тренинговых программ, выбор форм подготовки, планирование ее результатов, защиту бюджета перед заказчиками обучения и объяснение его полезности и результативности участникам программы развития. В процессе самого обучения зачастую проводится экспресс-оценка знаний и навыков персонала с последующими рекомендациями по их совершенствованию. Завершающий этап — оценка эффективности процесса. Она позволяет принять решение о том, продолжать или прекратить обучающую (тренинговую) программу, определить, как ее улучшить в будущем, и оценить, какой вклад вносит КЦ в достижение целей и задач организации.
Наряду с уже перечисленными задачами КЦ Ида Есипенок подчеркивает его значительную роль во внутреннем PR. Известно, что организация обучения и наличие постоянных программ развития персонала — это мощный мотивирующий фактор, способствующий формированию позитивного имиджа компании в глазах ее сотрудников. Кроме того, четко продуманное планирование подготовки персонала к внедрению новых управленческих технологий может оказать существенную поддержку не только в достижении нужного уровня компетенций, но и в отношении правильного восприятия участниками предстоящих преобразований.
Чему учить?
Эффективность выполнения основной задачи КЦ — повышения квалификации персонала — во многом определяется уровнем используемых для обучения программ. В связи с этим встает вопрос: каким образом разработать такие программы, которые бы наилучшим образом способствовали решению стратегических и тактических задач бизнеса?
Александр Глушков особо подчеркивает важность правильного целеполагания и выявления истинных потребностей и задач, стоящих перед специальным подразделением с точки зрения развития персонала, а Елена Учиткина выделяет проблему актуальности программы, в том числе и осознание ее участниками обучения.
Большое значение имеет выбор правильных форм обучения и оптимальное сочетание возможностей, предоставляемых очными, заочными и дистанционными средствами повышения квалификации. К примеру, для территориально распределенного проекта значительное усиление эффективности обучения может быть обеспечено за счет использования современных технологий, о чем рассказала Ида Есипенок: “В связи с необходимостью обучения сотрудников, работающих в разных городах России, в нашей компании было решено использовать технологии дистанционного обучения. В начале 2000-х годов мы заключили соглашения с производителями платформ для дистанционного обучения и создателями контента для дистанционных курсов. Сегодня все сотрудники наших филиалов в России и странах СНГ имеют доступ к корпоративной системе дистанционного обучения для самообразования, обучения по специальности, подготовки к сдаче экзаменов на получение вендорских сертификатов. Почти треть наших обучающих программ проходит в дистанционном режиме, сотрудникам доступно несколько тысяч учебных курсов и программ”.
Некоторое время назад мне довелось участвовать в обсуждении проблем КЦ на круглом столе, проходившем в рамках конференции клуба консультантов и тренеров Санкт-Петербурга**. В соответствии с выводами, сделанными в процессе его работы, для наполнения содержательной части программ обучения следует использовать три основных источника.
Первый представляет собой объединение существующих знаний по конкретной теме (общекультурный бэк-граунд). Второй основывается на лучшем опыте конкурентов и мировых компаний (конкурентный и общий бенчмаркинг). Третий подразумевает изучение и выделение лучших приемов работы и опыта собственных специалистов и подразделений организации (внутренний бенчмаркинг).
К сожалению, довольно часто при создании обучающих программ наблюдаются перегибы в сторону какой-либо одной составляющей приведенного списка. Например, выбирается программа провайдера обучения, которая учитывает лишь внешний опыт, или курсы подготовки строятся исключительно на опыте руководителя (или лучшего сотрудника) компании. Наивысшей эффективности обучающих программ можно добиться только учитывая все три составляющие.
Кто будет учить?
При поступательном движении от малого к большому, от простого к сложному очевидным вариантом развития КЦ на первых порах является привлечение в качестве преподавателей лучших специалистов собственной компании. Судя по результатам опроса читателей, так чаще всего и поступают (см. рис. 3).
Однако не всегда лучший специалист может быть хорошим учителем. Кроме того, когда мы говорим не о специфических навыках, а о более широких вопросах или о принципиально новых областях, в которых компания не имеет своих опытных специалистов, то приглашение внешних преподавателей становится закономерным и целесообразным.
Безусловно, комплектация штата КЦ напрямую зависит от особенностей бизнеса и поставленных перед учебным центром задач. По мнению Елены Учиткиной, для самого процесса обучения оптимально подходит специалист с профильным (психологическим) образованием, особенно если речь идет о тренингах, посвященных развитию навыков. Если компания ориентирована на продуктовые тренинги, т. е. на обучение продвижению определенного товара или услуги, будет более эффективен человек с маркетинговым образованием. Для разработки электронных курсов дистанционного обучения необходимы люди с техническим образованием и навыками «педагогического» дизайна. Для организации процесса обучения и координации работы сотрудников нескольких подразделений нужен преподаватель с менеджерским образованием. В случае, если часть задач имеет проектный характер (например, разовая аттестация персонала компании), хорошей практикой считается использование аутсорсинга в лице узконаправленных специалистов или компаний.
А что с лицензией?
Еще одним сдерживающим обстоятельством при создании собственных учебных центров является необходимость оформления лицензии для ведения образовательной деятельности. Давайте разберемся, всегда ли она на самом деле требуется.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 796 от 18 октября 2000 г., которым утверждено “Положение о лицензировании образовательной деятельности”, не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме “разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации”.
Однако если компания намерена оказывать образовательные услуги на коммерческой основе для внешних слушателей, то регистрация и получение лицензии обязательны.
Сколько это стоит?
Ключевыми при принятии решения являются вопросы стоимости и сроков. По разным оценкам, затраты на содержание КЦ составляют от 55 до 150 тыс. долл. ежегодно в зависимости от его задач, штата и региона.
В статье “«Карманная» школа: как создать корпоративный учебный центр”*** приводится примерный расчет для 2005 г., который с небольшими поправками справедлив и для сегодняшней ситуации: “Допустим, в штате центра на первом этапе состоят три тренера. В Москве средняя зарплата такого специалиста — 1,5 тыс. долл., прибавим к этому затраты на рабочие места, всего получается 9 тыс. долл. Плюс к этому 3—-4 тыс. долл. в месяц будет стоить руководитель (организатор), еще 600—800 долл. — менеджер (организатор) и 500 долл. — секретарь. С затратами на рабочее место получится примерно 13—15 тыс., а в год — около 150 тыс. долл… Если брать Питер и другие регионы “первого ряда” (Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург), то удовольствие обучать персонал на постоянной основе внутри компании будет стоить примерно 60—80 тыс. долл. ежегодно. Регионы “второго ряда” (Владимир, Пенза) затратят 30% от указанной для Москвы суммы”.
Александр Глушков предлагает бюджетировать обучение персонала (в том числе затраты на содержание учебного центра), исходя из отношения к фонду оплаты труда, при этом показатель должен колебаться в пределе от 1 до 3%.
Что касается сроков запуска действующего КЦ, то здесь многое зависит как от объемов решаемых на первом этапе задач, так и от специфики бизнеса. По мнению Иды Есипенок, полноценный учебный центр с разработанной методической базой и профессиональным преподавательским составом невозможно создать в короткие сроки. Так, для их компании на это потребовалось примерно два года.
Александр Глушков подчеркивает, что временной ресурс напрямую связан с объемом инвестиций, который работодатель готов вложить в обучение сотрудников, и оценивает срок запуска величиной от одного месяца до года.
Как оценить эффективность работы учебного центра?
Один из участников уже упомянутого мною ранее круглого стола привел пример простой экспертной оценки эффективности корпоративного университета торгового центра. На встрече по итогам года работы директор университета предложил присутствовавшим (а это были в основном топ-менеджеры компании) оценить в процентном отношении вклад учебного центра в такое достижение минувшего года, как повышение средней суммы чека, которое составило 80% (или несколько сотен миллионов долларов), при этом в течение всего отчетного периода для персонала торгового центра проводились обязательные обучающие программы. Вклад учебного центра, по мнению участников совещания, соответствовал 40%. “Если я так дорого стою, — спросил директор, — то почему мы так долго обсуждаем бюджет университета на будущий год, ведь он составляет всего лишь десятую часть от уже полученной от нашей деятельности суммы!”
Метод экспертной оценки при всей его простоте может быть очень наглядным для оценки деятельности КЦ. Сравните затраты на адаптацию новых сотрудников до внедрения обучающих программ и после — и вы получите вполне достоверные результаты работы учебного центра. К примеру, в одной ИТ-компании после разработки и внедрения в практику системы интенсивного обучения сотрудников отдела продаж срок “вхождения в продажи” (период от момента поступления на работу до начала продаж) сократился в два раза. Если учесть, что для сложного продукта обычно выход на продажи нового сотрудника происходит не ранее чем через 6—8 мес., то такое повышение эффективности работы весьма значительно.
Елена Учиткина отмечает, что в России до сих пор нет единой системы оценки эффективности корпоративного обучения. Существуют отдельные критерии эффективности: выполнение плана по обучению; аттестация участников; анализ поведенческих трансформаций; изменение производственных (финансовых) показателей; ROI (возврат на инвестиции), который рассчитывается, исходя из соотношения прироста дохода и произведенных затрат на обучение.
Елена Учиткина подчеркивает, что для тех или иных участников процесса представления об эффективности будут различаться. Финансовые службы оценивают эффективность программ в первую очередь с точки зрения бюджетных позиций и экономии (например, на зарплате высокооплачиваемых сотрудников). Заказчик обучения (руководитель компании или подразделения) делает выводы о его результативности на основании улучшения показателей работы обученных сотрудников и подразделения в целом. Участники программы развития, как правило, ориентируются на создавшуюся в ходе обучения атмосферу, степень интереса к теме, наличие сформированного четкого представления о технологии работы и т. д. Сами преподаватели оценивают результат по уровню освоения знаний, умений и навыков, активности слушателей во время занятий, удовлетворенности всех участников процесса.
Четкая постановка целей на старте, их однозначное понимание всеми участниками процесса закладывают фундамент для обеспечения будущей эффективности работы КЦ, оценку которой можно осуществлять именно с точки зрения соответствия достигнутых результатов намеченным показателям.
Одним из вариантов успешного развития КЦ может стать вывод его на самоокупаемость. Нужно ли ставить такую задачу сразу при его создании? Мнения руководителей компаний в этом вопросе расходятся. Одни считают это принципиально невозможным, ведь таким образом ценные профессиональные наработки могут стать достоянием конкурентов. Другие полагают, что изначальное планирование выхода КЦ за рамки компании станет основой высокого качества образовательных программ.
По мнению Елены Учиткиной, задача достижения самоокупаемости, в принципе, может быть поставлена перед КЦ на любом этапе. Однако, говорит она, в период становления учебного центра это может помешать выполнению стратегических задач подразделения. С другой стороны, если инвестиции в обучение персонала меньше, чем прирост доходов по его результатам, то КЦ вполне можно считать самоокупаемым.
Безусловно, подход к оценке результатов работы КЦ зависит от того, какое направление его деятельности мы оцениваем. Функционирование КЦ как центра развития персонала или формирования прибыли может быть проанализировано с использованием относительно простых методик. Сложнее с оценкой маркетинговых функций и развития корпоративной культуры. Хотя и в этих вопросах существенную помощь может оказать правильная оцифровка целей, включающая однозначное понимание всеми участниками формулировок задач и допустимость затрат на диагностику их выполнения.
В заключении хочу отметить одну очень важную тенденцию. Это правда, что в большинстве случаев корпоративный учебный центр начинается именно с функции обучения персонала. Действительно, очень часто он концентрируется на выполнении только образовательной функции. Однако с развитием конкуренции, с обострением кадрового вопроса всё большее значение будут иметь мотивационная и имиджевая составляющие деятельности КЦ. Причем важно и ценно то, что они присутствуют даже в том случае, если вы специально не ставите задачу “мотивировать персонал с помощью деятельности КЦ” или “улучшить внутренний облик компании, создав учебный центр”. Вы начали постоянно обучать сотрудников? У вас появилось активное подразделение, занимающееся адаптацией и развитием персонала? Это те самые хорошие новости, которые формируют лояльность, вызывают чувство гордости за компанию и удовлетворение от работы в ней. Важно не останавливаться на достигнутом и не снижать темп.
* Удовиченко М. Корпоративный учебный центр: от идеи до реализации. www.trainings.ru/library/articles/?id=6226
** Круглый стол № 2 в рамках VII Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров. 23.12.2006 г., www.treko.ru/show_article_1204.
*** Чинарова К. «Карманная» школа: как создать корпоративный учебный центр. “Управление компанией”, № 2, 2005.