Если внимательно отслеживать риски, связанные с технологической поддержкой бизнеса, отдача от технологий может быть существенно повышена.
Технология таит в себе многочисленные риски для бизнеса. Даже в случае успешной разработки ее концепции и реализации, даже если она будет нацелена на достижение максимальной эффективности операций и стратегического преимущества, компания может оказаться в уязвимом положении. Если руководство не будет отслеживать подобные риски и принимать меры по противодействию им, вся ценность технологий может оказаться полностью утраченной.
Риски можно разделить на три крупные категории: системные (методические), связанные с поставщиками и партнерами и стратегические. Одни из них (системные и стратегические) порождаются внутри предприятия, другие (в первую очередь связанные с отношениями с партнерами) являются результатом взаимодействия с внешними организациями.
Ниже перечисляются меры, которые помогут руководителям компаний управлять рисками, имеющими отношение к технологической поддержке бизнеса.
Шаг 1. Обеспечьте тесную связь между поставщиками технологических решений и пользователями на операционном, тактическом и стратегическом уровнях. Создайте форумы, на которых можно было бы регулярно общаться, повышая уровень доверия и взаимопонимания. Подобное тесное взаимодействие позволяет достичь сразу нескольких целей в области снижения рисков. Вы поощряете участие пользователей в решении проблем, создаёте атмосферу дружественного сотрудничества, обеспечиваете соответствие технологий приоритетам и целям бизнеса и способствуете тому, чтобы пользователи воспринимали ваши проекты как свои собственные.
Шаг 2. Просветите руководство, менеджеров и других ответственных лиц относительно особенностей данной конкретной технологии и связанных с ней проблем. На многих предприятиях сотрудники лишь отчасти разбираются в сложных концепциях, положенных в основу информационных систем, и плохо понимают, сколько усилий необходимо приложить для создания тех или иных комплексных решений.
В итоге реальность не соответствует их ожиданиям. Возникает разрыв между возлагавшимися надеждами и достигнутыми результатами и общая неудовлетворенность организацией технической службы. Если сотрудники поймут, сколько труда было вложено, чтобы технология, лежащая в основе бизнеса, начала работать, отношения между работниками технических служб и бизнес-подразделений заметно улучшатся, а риски, связанные с реализацией технологических решений, уменьшатся.
Шаг 3. Постройте целостную стратегию взаимодействия с поставщиками систем и услуг, предусмотрев желаемое сочетание внутрифирменных разработок и аутсорсинга в собственной стране или за ее пределами. Слишком часто решения по этим вопросам принимаются спонтанно, без целостного представления об основных целях технической службы и долгосрочных планах, необходимых для решения стратегических задач.
Для налаживания работы технического подразделения нужно знать особенности своей фирмы. Если ИТ-служба слишком малочисленна и активно использует аутсорсинг, это может сдерживать разработку приложений стратегического значения. Такие приложения являются проприетарными по своей природе и потому не должны отдаваться на аутсорсинг. Но слишком разросшийся ИТ-департамент скорее всего будет не очень экономно расходовать средства.
Шаг 4. Учитесь управлять своими поставщиками и накапливайте опыт в этом деле. Вы должны понимать, какие ограничения накладывает географические местонахождение вашей компании, иметь представление об особенностях и возможностях каждого поставщика. Эти качества облегчат вам проблему выбора и скомпенсируют многочисленные риски, связанные с внутренним и офшорным аутсорсингом. Использование пилотных проектов, не затрагивающих наиболее ответственные приложения, является эффективным и не создающим большого риска способом изучения сильных и слабых сторон офшорных контрагентов.
Шаг 5. Прививайте культуру управления инвестициями и заставляйте ИТ-подразделение набираться опыта в этой области. Как и любая требующая профессиональных навыков деятельность, управление средствами, затрачиваемыми на технологии, представляет собой и науку, и искусство. Здесь необходимы и теоретическое изучение, и освоение на практике.
Неэффективное управление инвестициями порождает один из наиболее существенных видов риска, с которыми сталкиваются ИТ-службы. В этом плане все фирмы можно разделить на те, что способны применять технологии в интересах бизнеса, и те, которым эта задача не по силам.
Шаг 6. Разработайте и утвердите систему показателей эффективности управления рисками, с помощью которой будет контролироваться достижение поставленных целей и осуществляться мониторинг продвижения к этим целям. Любая деятельность, связанная с управлением технологией или ее разработкой, может оцениваться с помощью таких критериев, как эффективность, достаточность, конфиденциальность, целостность, доступность, соблюдение нормативных требований и надежность. По каждому из них следует определить целевые значения, которые должны быть поняты и приняты сотрудниками. Это позволит сосредоточить коллективные усилия всех работников на управлении рисками.
Фейсал Хоку является председателем правления и генеральным директором корпорации BTM, которая разрабатывает новые модели бизнеса и помогает улучшать финансовые показатели за счет сочетания этих моделей с современными технологиями.