Как возмещать деловое использование домашних средств связи?
В медицинских профессиях для этого существует термин “дежурство”. Это специфический круг обязанностей, которые время от времени медикам приходится выполнять по вечерам и в выходные дни. В мире ИТ аналогичные вещи обычно рассматриваются как часть основной работы, и поскольку мы давно уже привыкли проверять электронную почту в начале дня и перед отходом ко сну, многие даже стали думать, что термин “нерабочие часы” утратил свое значение.
Я задумался над этими вопросами, ознакомившись с отличным блогом Джона Халамки, CIO из медицинской организации в Бостоне, который пишет заметки в geekdoctor.blogspot.com. Халамка очень конкретно формулирует собственную политику, и это навело меня на более общие мысли о том, как компаниям следует оплачивать сверхурочную деятельность персонала.
Вопрос этот совсем не прост, главным образом потому, что находясь вне офиса мы выполняем свою работу, используя массу разных технологий. Попробую составить список:
- домашний доступ в Интернет;
- сотовый телефон, пейджер;
- роуминг Wi-Fi или широкополосные подключения при работе в пути;
- eFax или эквивалентные средства для получения конфиденциальных документов в дороге;
- специальное оборудование типа USB-гарнитур или трубок IP-телефонов.
Что касается ноутбуков, то в наши дни большинство корпораций стало их закупать как базовую компьютерную аппаратуру, и это уже перестало быть больным вопросом. Однако для осмысления остается еще немало аспектов.
Одни из них вполне очевидны, а другие желательно проанализировать поглубже. Например, домашний доступ в Интернет. Возмещает ли компания сотруднику определенную долю его затрат на сервис (поскольку частично Интернет используется не для работы), переход на более высокоскоростной доступ (если это нужно для рабочих функций), полную величину нижнего тарифного плана (если для рабочих дел большая пропускная способность не требуется), или используется другая формула?
Еще вопросы…
Ситуация аналогична и для сотовой связи. Требуете ли вы, чтобы сотрудники носили по два телефона -- один личный и один для работы? Готовы ли полностью оплачивать их счета? Или предпочитаете выплачивать фиксированную компенсацию за примерный объем служебных разговоров? Завести ли специальный телефон, переходящий из рук в руки как горячая линия? Разрешить ли использование аппаратуры Blackberry или iPhone, если это может улучшить выполнение рабочих обязанностей?
В политиках учета и компенсаций есть еще и технические аспекты. Включать ли расходы на связь в регулярные отчеты по командировочным и представительским расходам? Выплачивать ли компенсацию непосредственно как часть общей суммы зарплаты? Или придумать иную форму, не подпадающую под налогообложение, например, использовать дотацию в чеках American Express? (Одна из фирм, где я работал, предпочитала именно этот метод.)
Поощряете ли вы сотрудников, умеющих полностью выполнять свое дело в течение официального рабочего дня, или при вашей системе люди работают менее концентрированно? Действительно ли вам нужно, чтобы сотрудники отвечали на вопросы посреди ночи? Это часть их должностных обязанностей или просто желательное дополнение? Есть ли у вас дифференцированный подход к компенсациям, основанный на традициях, положении работников на служебной лестнице, политике, или у вас все равны?
Вспоминается одно из первых мест моей ИТ-работы, когда в середине 1980-х, на заре эры ПК, я работал в большой страховой компании в Лос-Анджелесе. Наш ИТ-менеджер по выходным имел манеру путаться в своих защищенных от копирования дискетах с Lotus 1-2-3. (Для тех, кто не помнит это время, поясню, что приложение 1-2-3 было предшественником Excel. Хотя это были не первые электронные таблицы, но именно 1-2-3 сделали данный сорт ПО популярным в корпоративной среде. Дискеты же представляли собой пластиковые диски размером 5¼ дюйма, вмещавшие целых 360 кбайт данных. А защита от копирования была предшественницей управления цифровыми правами, цель которого -- помешать пользователям бесплатно копировать цифровые файлы.)
Входило ли в мои обязанности помогать начальнику в таких случаях? Наверное, да. Должна ли была компания оплачивать мои телефонные счета? К счастью, звонков было не так уж много.
Как видите, в моей заметке больше вопросов, чем ответов. Я думаю, ИТ-руководителям стоит оглянуться вокруг, проанализировать свою политику компенсаций за использование средств связи в нерабочие часы и навести в ней порядок, который устроил бы весь ИТ-персонал.