По мере того как российская экономика набирает обороты, перед зарубежными вендорами всё острее встает вопрос о целесообразности приближения производственных площадей к растущему рынку сбыта. В сфере высокотехнологичной продукции таких примеров пока немного, и потому опыт тех, кто уже прошел путь от закладки первого камня в строительство собственного завода до начала полномасштабного выпуска продукции, представляет безусловный интерес. Возможность познакомиться с таким опытом недавно предоставила российским журналистам компания LG Electronics, организовавшая поездку на построенный ею и уже действующий завод в поселке Дорохово Рузского района Московской области.
На сегодняшний день завод принадлежит к числу наиболее крупных в Европе предприятий по выпуску бытовой техники и электроники. На площади в 50 га разместились четыре производственных здания. В корпусе А площадью 22 тыс. кв. м налажен выпуск плазменных, ЖК- и ЭЛТ-телевизоров, а также домашних кинотеатров. В аналогичном по площади корпусе B изготавливается крупногабаритная бытовая техника: стиральные машины и холодильники. В двух остальных корпусах работают семь сторонних компаний, производящих комплектующие по OEM-договорам с LG. Сегодня на заводе трудится свыше 1000 человек, из которых около 300 относятся к числу менеджеров и профильных специалистов.
На строительство корпусов и запуск технологических линий LG потребовалось менее полутора лет. 5 сентября 2006 г. состоялось торжественное мероприятие, посвященное официальному завершению строительства завода. На нем присутствовало более 500 гостей, среди которых были председатель совета директоров группы LG г-н Б. М. Ку, тогдашний министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, губернатор Московской области Борис Громов и другие официальные лица.
Однако, приступив к работе, завод практически сразу попал в тиски предзабастовочной ситуации. Проблемы, возникшие перед его руководством, были в общем-то типичны для производств, открываемых в России по иностранным калькам. Простое копирование методов организации труда с корейского прототипа изначально не учитывало российских особенностей. Дело усугублялось многочисленностью управляющего персонала с корейской стороны, как правило, очень молодого возраста, что вызывало обоснованные сомнения в наличии у него практического опыта в управлении производством в незнакомых условиях. Еще один фактор: завышенные ожидания персонала с российской стороны относительно уровня заработной платы, которые были подогреты известностью бренда самой компании, но плохо увязывались с планами LG по скорейшему возврату инвестиций за счет полученной от выпуска продукции прибыли. Негативно сказались и сложности, связанные с доставкой сотрудников к месту работы. Многим приходилось пользоваться общественным транспортом, который в Подмосковье ходит весьма нерегулярно, что не могло не отразиться на ритмичности работы всего завода.
Прошло два года. К чести компании LG ей удалось преодолеть большинство названных проблем, хотя на первых порах угроза ухудшения ситуации была очень реальной. Прежде всего нормализации обстановки способствовало осознание важности создания нормальных социальных условий на заводе. Сегодня LG арендует 40 автобусов, которые собирают людей из разных районов Подмосковья и обеспечивают им комфортную и своевременную доставку к началу рабочего дня. Сотрудники получают фирменную одежду, открыта столовая, рядом с производственными линиями разместились специальные места для коллективного отдыха во время перерывов, предоставлен полный социальный пакет. На предприятии развивается корпоративная культура, проводятся спортивные фестивали, способствующие формированию слаженной, сильной команды.
Огромное внимание сегодня LG уделяет подготовке кадров для предприятия. Первое, что сразу бросается в глаза в сравнении с тем, что было в прошлом, — это примерно равное деление менеджерского состава на специалистов с российской и корейской стороны. Корейские сотрудники имеют, как правило, 10–20-летний стаж работы. Российские моложе своих корейских коллег, но практически все с определенной периодичностью проходят стажировку в Корее длительностью от 3 до 9 месяцев с последующей обязательной аттестацией при возвращении на предприятие. Организована также практика для студентов, предоставляющая им возможность ближе познакомиться с производством, где они могут в дальнейшем трудоустроиться.
Рабочий персонал также постоянно проходит обучение на территории самого завода. Это позволяет людям осваивать смежные специальности и при желании подменять других сотрудников. Компания LG предоставляет возможность дополнительной работы в другие смены, что способствует повышению заработка для ее сотрудников.
Проведенный комплекс мероприятий положительно сказался на производственной деятельности компании. Сегодня, как утверждают представители LG, завод в состоянии гибко реагировать на быстро меняющиеся рыночные тенденции и непрерывно совершенствовать ассортимент выпускаемой продукции. Планы компании предусматривают постепенное наращивание объемов производства для покрытия спроса не только со стороны России, но также сопредельных стран: Казахстана, Белоруссии, Украины. Если в 2008 г намечено поставить 800 тыс. телевизоров, то к 2010-му запланирован троекратный рост. Аналогичные тенденции касаются изготовления бытовой техники.
Главные производственные достижения в компании LG относят к области обеспечения гарантии качества выпускаемой продукции. Для этого на заводе налажен четырехступенчатый контроль:
— входной контроль. Ведется тщательная проверка всех поступающих на завод комплектующих, причем этот контроль разбит на два подтипа: для надежных поставщиков, с которыми имеются давние взаимоотношения, контролю подвергается 30% поступающих изделий; для новых компаний предусмотрен полный 100%-ный контроль;
— линейный контроль. Параллельно со сборкой изделий ведется проверка их характеристик. Это касается точности настройки аппаратуры, качества звука, изображения, допустимости работы с различными источниками питания и т. д.;
— выходной контроль (life-test). Около 3% выпускаемых телевизоров подвергается выборочному контролю на работоспособность в полуэкстремальных условиях. Для этого они помещаются в специальную камеру с постоянной температурой воздуха 40 °C и качество их работы контролируется в течение 240 ч круглосуточно, причем без выключения оборудования. Предусмотрен также выборочный контроль в экстремальных условиях, когда находящиеся в термокамере телевизоры работают при надетом на них кожухе;
-- контроль на складе. Это завершающая стадия контроля, когда из подготовленной к отправке партии товаров отбираются по случайной выборке несколько изделий, которые затем подвергаются всесторонней проверке. Отбор производит независимая комиссия, что гарантирует честность этой стадии контроля.
Реализация на заводе LG международных стандартов качества, установка новейшего оборудования позволили приступить к выпуску техники премиум-класса. В частности, это касается выпуска флагманской на сегодняшний день модели ЖК-телевизора LG 6000, отличающейся не только изысканным дизайном, но и рядом новейших технологических решений компании, таких как предельно точная настройка изображения и автоматическая регулировка яркости в зависимости от освещения. В этом можно убедиться в специальном демонстрационном зале, где посетители завода знакомятся с выпускаемой заводом продукцией и могут на месте оценить качество ее работы и дизайн.