Аналитики и ИТ-директора утверждают, что даже ИТ-менеджеры низшего звена должны хорошо понимать задачи бизнеса, который они обслуживают. Но значит ли это, что им нужна степень MBA в дополнение к диплому по ИТ?
Вероятно, да, полагают аналитики. Вовсе нет, говорят некоторые ИТ-директора.
ИТ-руководители безусловно должны понимать, как функционирует их компания, но совсем не обязательно иметь степень по управлению бизнесом, чтобы успешно справляться со своей работой, считает Сюзан Крамм, которая была ИТ-директором и финансовым руководителем подразделений PepsiCo, а теперь возглавляет консалтинговую фирму Valuedance.
По ее словам сейчас многие ИТ-директора являются выходцами из среды бизнеса, которые поднаторели в высоких технологиях лишь настолько, чтобы сыпать терминами на заседании правления и обосновывать бюджет: "Но чтобы строить эффективные архитектуры, на базе которых функционируют подразделения предприятий, необходимо глубоко разбираться в вопросах интеграции. А для этого требуется большой опыт по ИТ".
Нескольких месяцев, не лет, ИТ-руководителю хватит, чтобы разобраться в терминологии и основных задачах конкретной бизнес-функции (например, финансовой или операционной деятельности). Однако в долговременной перспективе на первый план выходят вопросы управления данными и ИТ-инфраструктурой, которые настолько сложны, что неспециалист по ИТ не в состоянии их решить, он не сможет построить с нуля информационную систему, достаточно быструю и адаптируемую под меняющиеся задачи бизнеса, уверена Сюзан Крамм.
Безусловно, ИТ-руководитель должен глубоко понимать, как функционирует его предприятие, уверена она, но лучше, если он впитает эту информацию непосредственно из опыта работы или получит на специальных отраслевых курсах, а не будет тратить время на приобретение общих знаний о бизнесе по программам MBA.
Из 1500 ИТ-директоров, опрошенных в январе фирмой Gartner в ходе исследования Gartner Executive, 85% респондентов отметили изменения, указывающие на то, что в ближайшие три года требования предприятий к ИТ повысятся.
Поддержка перестройки бизнес-процессов, помощь в разработке новых продуктов и услуг — уже привычные задачи для ИТ-отделов, но, по данным Gartner, обязанности ИТ-директоров по отношению к деятельности предприятий продолжают расширяться. Вероятно, обучение основам бизнеса могло бы помочь в этой ситуации, но возросшие требования к отдаче от ИТ заставляют ИТ-директоров сильнее, чем раньше сосредотачиваться на технических аспектах.
Исследование фирмы Forrester Research в феврале 2007 г. выявило, что 59% руководителей компаний довольны работой своих ИТ-директоров. Однако лишь 28% респондентов считали, что главы ИТ-отделов с опережением участвуют в развитии деятельности предприятий, а по мнению 24% участников опроса, ИТ-отделы реализуют новые возможности только под давлением бизнес-отделов. Углубленный анализ бизнес-процессов и роли ИТ в работе предприятия будет подталкивать ИТ-директоров к новациям как в технологиях, так и в бизнесе, говорится в отчете.
Сегодня невозможно быть ИТ-менеджером и не разбираться как в бизнесе, так и в технологии, считает Пол Страссман, бывший ИТ-руководитель высшего звена в компаниях Xerox, Kraft и NASA: "Чтобы справляться с работой, ИТ-директор должен быть сведущим не только в информационных системах, но и в бизнес-процессах".
По программе MBA начинающий ИТ-директор может получить определенные знания принципов бизнеса. Но лишь годы накопления опыта и применения навыков на практике сделают из выпускника курсов MBA хорошего бизнес-руководителя. Точно так же и ИТ-менеджеру нужно проработать немало лет, чтобы стать настоящим специалистом. "Предложить ИТ-директору быть руководителем по бизнесу — всё равно, что предложить инженеру стать политиком, — сказал он. — Инженер может научиться быть политиком, но кто же будет строить мосты? Чтобы принимать решения, следует выбрать местоположение, рассчитать размер, оценить интенсивность движения, прочность материалов, особенности геологии, а также разобраться с эстетическими вопросам. Для этого нужен огромный опыт".
Речь не о том, что ИТ-директора не понимают, как работает их компания, говорит бывший ИТ-директор аптечной сети Long's Drugs Брайан Килкорс. Если они уделяют этому внимание на протяжении всей карьеры, то обычно получают достаточно знаний и опыта, необходимого для понимания деловых вопросов. Однако со специалистами по бизнесу, которые интересуются высокими технологиями, этого не происходит. "Глава моей компании как-то сказал мне: «Еще до открытия нового магазина, даже до того, как лопата вонзится в землю, мы знаем, в какой день и час магазин будет открыт, какие будут рекламные акции и всё прочее. Почему ты не можешь мне точно сказать, когда будет завершён этот проект?», — вспоминает Килкорс. — Я не знал, что ответить и просто произнёс: «"В ИТ все гораздо сложнее». Он молча посмотрел на меня и вышел".
Килкорс еще долго успешно работал с этим руководителем, но тот так и не понял, насколько сложны высокие технологии, позволяющие открывать десятки новых магазинов в год и управлять ими. "Информационные системы настолько многогранны, что заставить их работать надежно очень трудно, — сказал Килкорс. — Поэтому качественное обслуживание бизнес-подразделений должно быть для ИТ-директора главным вопросом, о котором он вспоминает, придя утром, и последним, о котором думает, уходя вечером домой. Только так можно заставить ИТ работать".