В сегменте офисных АТС для малого и среднего бизнеса сегодня можно найти продукты от всех ведущих производителей. Примечательно, что большинство вендоров рассматривают малый и средний бизнес как единый сегмент и предлагают для него общие решения. Это осуществимо благодаря широким возможностям масштабирования, которые обеспечивают большинство устройств: количество абонентских линий можно дополнить быстро и без затруднений. Следует отметить, что в последнее время большинство моделей АТС, несмотря на принадлежность к среднему классу, поддерживают конвергентные сети и обладают такими функциями, как интерактивный автоответчик, голосовая почта, а в некоторые из них встроен почтовый сервер. Целый набор новых функций, которыми “обросли” сегодня офисные АТС, предоставляет корпоративным заказчикам возможности, которые ранее были присущи лишь более “тяжёлым” решениям, но при этом усложняется выбор.

Nortel

Для сегмента малого (до 30 пользователей) и среднего (до 100 пользователей) бизнеса компания Nortel позиционирует платформу Business Communications Manager (BCM). Линейка BCM состоит из трёх систем, функционал которых расширяется путём приобретения дополнительных лицензий (программных кодов). Модель начального уровня — BCM 50 — представляет собой конвергентную систему с общим числом абонентских терминалов от 3 до 20 и возможностью расширения до 40 абонентов или 32 IP-телефонов. ВСМ 50 поддерживает все выпускаемые Nortel IP-телефоны, включая Wi-Fi и cофтфоны.

В базовой конфигурации платформа поддерживает интерфейс RJ-21 для подсоединения до 4-х городских двухпроводных линий, 4-х аналоговых и 12-ти цифровых терминалов, USB-порт, а также 3-портовый Ethernet-коммутатор 100 Мбит/с.

С помощью последнего к основному шасси BCM 50 можно подключить два дополнительных, каждое из которых поддерживает один модуль: 4 аналоговых потока и 16 цифровых абонентов; 8 аналоговых абонентов; протокол PRI 2 Мбит/с или 4-портовый BRI и др.

По данным производителя, система BCM 50 опционально оснащается средствами маршрутизации для организации широкополосного доступа по каналам Ethernet или ADSL. Среди основных функций IP-телефонии — VoIP-шлюз H.323 (до 12 каналов), ставшая традиционной голосовая почта, универсальная система обработки сообщений (Unified Messaging), факс-сервер, а также работа с приложениями CTI.

Основным преимуществом своей продукции разработчики Nortel считают масштабируемость решений и возможность организации новых сервисов без аппаратного обновления. Возможно, поэтому BCM 50 позиционируется для малого и среднего бизнеса наряду с Business Communications Manager 400, самой старшей моделью линейки, имеющей предельную ёмкость от 10 до 100 и более пользователей.

Panasonic

В данном сегменте компания представляет две системы, отличающиеся друг от друга главным образом предельной ёмкостью станции, — TDA100 (20—50 абонентов) и TDA200 (50—100 абонентов). Каждая из моделей поддерживает по 64 аналоговых и цифровых канала, а в случае дооснащения дополнительной платой памяти — до 96 и 128 соответственно. Новые платы допускают подключение в рабочем режиме. По данным Panasonic, к важнейшим преимуществам продукции компании на рынке относятся гибридные порты DXDP. К одному из них можно подключить 3 независимых телефона (цифровой и аналоговый системные телефоны и обычный аппарат), что позволит расширить емкость TDA100 и TDA200 до 160 и 256 абонентов соответственно.

Станции работают с тремя основными протоколами: Н.323, MGCP, SIP — и совместимы с SIP-телефонами сторонних производителей. В стандарте DECT TDЕ100 и TDЕ200 способны поддерживать до 128 мобильных абонентов и 32 сотовые станции, а также осуществлять DECT-роуминг, используя технологии VoIP или QSIG. В этом случае можно использовать одну трубку DECT в нескольких офисах (до четырёх) без регистрации. Кроме того, все мобильные телефоны сотрудников могут быть интегрированы в АТС как внутренние телефоны.

В список внешних линий, поддерживаемых станциями, входят PRI/BRI, VoIP (H.323 v 2.0). Интеграция телефонии с управляющим ПК реализована с помощью USB- и LAN-портов.

Автоматический оператор (DISA) обрабатывает до 64 вызовов одновременно. Дополнительно можно подключить речевой процессор (KX-TVM) с функцией речевой почты. Он обслуживает до 8 АТС, объединённых в сеть. В комплекте поставляются приложения для управления станциями (PC Phone, PC Console). Среди основных функций ПО следует отметить взаимодействие с CRM-системой предприятия (на основе определённого Caller ID программа выводит на монитор информацию о вызывающем абоненте — например, имя, фамилию, прошлые контакты и пр.). Также приложения осуществляют последующее сохранение разговоров с возможностью отправки по электронной почте и позволяют установить автоответчик на собственном ПК и объединить несколько АТС в сети.

Другим отличием продуктов Panasonic является реализация гостиничных функций на базе АТС. К ним относятся регистрация, функции будильника, учёт расходов на переговоры, предоставление информации о состоянии комнаты и др. ПО для управления этими станциями позволяет интегрировать их с установленными ранее гостиничными приложениями (Fidelio, HIS, Eltrax). Эти станции способны также взаимодействовать с “1С: Предприятие”.

Для малых и домашних офисов предназначена младшая модель линейки — TDA 30 — с теми же основными возможностями, что у TDA100 и TDA200. В базовой конфигурации эта станция поддерживает 4 DXDP-порта (до 4 аналоговых и 8 цифровых абонентов, с возможностью расширения до 52 абонентов). Максимальное количество городских линий составляет 12 двухпроводных каналов.

Cisco

Для малых и средних предприятий компания Cisco предлагает масштабируемое решение Unified Communications (UC) 500 и Unified Communications Manager Express. UC 500, по словам разработчиков, представляет собой решение для IP-связи “всё в одном”, поддерживает от 8 до 48 абонентов, транки FXO и BRI, а также протоколы H.323 и SIP. UC 500 обеспечивает ряд сервисов: шифрование и маршрутизацию данных, видеотелефонию и голосовую почту на основе IMAP-интеграции с абонентами. В этом случае пользователь имеет возможность просматривать сообщения на экране телефона. Система работает внутри частных виртуальных сетей, возможна также настройка беспроводной локальной сети.

Unified Communications Manager Express представляет собой систему обработки вызовов с дополнительными функциями. Ее модернизация по традиции заключается в наращивании инфраструктуры младшей модели (в данном случае — UC 500) и включении дополнительных сервисов по мере развития бизнеса. UC Manager Express обеспечивает связь 25—250 абонентов по протоколам FXO, FXS, E1, PRI c помощью 4 маршрутизаторов HWIC. В дополнение к функциям младшей модели эта система предоставляет мобильные и видеосервисы, а также интеграцию с CRM-системой предприятия (“1С”, “Рарус”, Winpeak, Terrasoft) с помощью бесплатного приложения Cisco CRM Applet.

Для средних предприятий (от 150 до 500 пользователей) Cisco предлагает систему Business Edition на базеIP-станции Unified Communications Manager. Новшеством этой модели по сравнению с рассмотренными ранее является реализация унифицированных коммуникаций. По словам разработчиков, Business Edition способна интегрироваться с полной линейкой продуктов Cisco UC, что позволяет и дальше наращивать инфраструктуру сети.

Samsung

Платформа OfficeServ 7200 предназначена для малых и средних предприятий и позволяет объединить сети передачи данных и телефонию (на базе проводных и беспроводных решений).

Система обслуживает до 160 внутренних абонентов и до четырёх каналов Е1. Путём приобретения дополнительных плат её ёмкость увеличивается до 216 портов. Базовый блок OfficeServ 7200 включает в себя слот для центрального процессора (MCP) и пять слотов для плат расширения. Расширительный блок представляет собой слот для платы согласования (LCP) и пять слотов для плат расширения.

Станция содержит интегрированный маршрутизатор с поддержкой протоколов RIP1 и 2, OSPF2, а также шлюз IP-телефонии, позволяющий определять параметры обработки трафика, добиваясь нужного качества звучания голоса во время установления телефонных соединений. В OfficeServ 7200 реализованы функции компьютерной телефонии, ISDN, WLAN 2,4 ГГц, VoIP и голосовые услуги, Wi-Fi, Ethernet-коммутатора, IVR. Помимо работы с WLAN предприятие может организовать VPN-туннель на базе данного решения, а также использовать OfficeServ для работы в Интернете.

Alcatel-Lucent

Для среднего сегмента компания Alcatel-Lucent позиционирует решение Alcatel-Lucent OmniPCX Office, доступное в двух конфигурациях — Voice и Voice+Internet. Система ориентирована на малые и средние компании (от 10 до 256 рабочих мест) и предназначена для организации как обычных сетей с пересылкой исключительно голосового трафика, так и конвергентных, объединяющих сервисы телефонии, передачу данных и доступ в Интернет. Модульная архитектура системы Alcatel-Lucent OmniPCX Office позволяет сконфигурировать её с учетом потребностей компании и тем сократить затраты на излишнюю функциональность. При необходимости система легко модернизируется. Программная оболочка обеспечивает быстрый и удобный доступ ко всему набору функций.

Одним из преимуществ системы является ее бесшумная работа. В случае необходимости можно настроить перенаправление вызова на голосовую почту, мобильный телефон, внешний номер, группу абонентов или оператора. Благодаря ARS (автоматическому выбору маршрута) можно свести к минимуму стоимость разговоров и эффективно тарифицировать все звонки. В станции предусмотрена возможность установки до 8 процессоров цифровой обработки сигналов.

Одной из основных особенностей Alcatel-Lucent OmniPCX Office является встроенный сервер электронной почты. Его суммарная ёмкость составляет 3,5 Гб, он позволяет обслуживать до 200 почтовых ящиков. Сервер поддерживает все распространённые почтовые протоколы и предполагает использование большинства популярных почтовых программ в качестве клиентского ПО. Специальные функции дают возможность применять решение в гостиницах и больницах.

Avaya

Для малого бизнеса компания предлагает коммуникационное решение Small Office, способное поддерживать от 2 до 28 абонентов в зависимости от конфигурации. Решение обладает доступной ценой и может быть задействовано для обеспечения связью небольших отделений и объединения их в общую корпоративную сеть. Small Office обеспечивает подключение к городской сети как по аналоговым, так и по цифровым каналам. Решение реализует широкий спектр функций: встроена голосовая почта, автосекретарь, межсетевой экран, поддержка беспроводных сетей и VPN. Система предусматривает подключение по кабельной сети, DSL, ISDN и Frame Relay. Возможно подключение PCMCIA-карт, сетевого питания, карт BRI и WAN. Программное обеспечение Small Office позволяет выполнять следующие задачи:

  • голосовая почта;
  • IVR;
  • синхронизация с MS Outlook;
  • функции call-центра;
  • 12 уровней автоматизации звонка;
  • различные варианты приветственных сообщений;
  • реализация функциональности телефона на мультимедийном компьютере;
  • консоль оператора.

В зависимости от потребностей компании Small Office может поставляться в четырёх базовых конфигурациях.

Для среднего офиса (ёмкостью до 450 рабочих мест) Avaya разработала коммуникационный сервер S8300, который базируется на шлюзе G700 и управляющем процессоре S8300 и обеспечивает телефонизацию, используя локальную сеть передачи данных. Шлюз основан на базе коммутатора Ethernet Cajun P330. Стековый модуль, оборудованный 8-гигабитной полнодуплексной шиной, позволяет интегрировать до 10 шлюзов в одну стойку. Поскольку при этом стойке присваивается уникальный адрес в сети SNMP, такой подход значительно упрощает администрирование системы. Решение использует программное обеспечение Multi Vantage.