Согласно отчету, подготовленному фирмой Gartner, в течение 2007 г. цена аутсорсинговых контрактов на управление ИТ-ресурсами и бизнес-процессами уменьшились наполовину.

Тем не менее, как считает руководивший этим исследованием аналитик Курт Поттер, суммарные расходы компаний на аутсорсинг не снижаются: просто заказчики вместо того, чтобы заключать гигантские контракты с IBM, EDS и другими крупнейшими поставщиками услуг, распределяют работу среди целого ряда подрядчиков.

По мнению Поттера, такая тактика довольно нова. Он называет ее мультисорсингом, отмечая, что такой подход заметно усложняет не только условия контрактов и переговорный процесс, но и всю последующую деятельность, поскольку заказчикам приходится согласовывать между собой множество договоров и работу разных поставщиков ИТ-услуг.

Исследование международных аутсорсинговых соглашений, предпринятое недавно IDC, показывает, что транснациональные компании включают в аутсорсинговые контракты специальные пункты, позволяющие заказчикам в случае необходимости пересмотреть даже долгосрочные соглашения, отметил руководивший этим проектом аналитик Апраджита Шарма.

Включение в договор пунктов, предусматривающих отслеживание роста стоимости или принимающих во внимание благоприятные и неблагоприятные сценарии офшорной деятельности, дает заказчикам больше гибкости, так как при этом формируются конкретные целевые показатели, и если подрядчик не может их достичь, то возможен пересмотр контракта. Однако, предупреждает Шарма, подобные новые возможности могут увеличить его стоимость.

С другой стороны, опрос финансовых директоров ИТ-компаний в США, проведенный в марте поставщиком бухгалтерских и консалтинговых услуг — фирмой BDO Seidman, показал, что к аутсорсингу прибегают не только конечные получатели услуг.

Почти половина (49%) ИТ-компаний передают часть вспомогательных функций, главным образом связанных с производством, за рубеж. Но этим дело не ограничивается: 51% отдают в ведение иностранных компаний ИТ-услуги и программирование, 49% — НИОКР, и треть — сопровождение call-центров.

Несмотря на рост цен, средняя продолжительность аутсорсинговых контрактов в США, заключенных с IBM, EDS, CSC и другими крупнейшими поставщиками ИТ-услуг, в 2007 г. несколько увеличилась. Так что традиционный аутсорсинг по-прежнему составляет значительную часть этого рынка, объем которого в 2008 г. по прогнозу IDC составит 746 млрд. долл. — на 6,8% больше, чем в 2007-м.

На хостинг приложений приходится самая малая доля рынка аутсорсинга ИТ-услуг, но растет этот сегмент быстрее, чем какой-либо другой, — на 15,9% в год, указывает IDC. Следом идут услуги аутсорсинга бизнес-процессов, объем которых вырос на 10,4%.

Хостинг приложений, включая ПО как услугу и другие бизнес-модели, привлекателен для многих компаний, поскольку само ПО вполне однородно, а его аренда означает, что заказчику не придётся следить за лицензиями, “заплатами”, контролем версий и, что еще важнее, не нужен специалист для его сопровождения, говорит Рей Хоуман, главный управляющий фирмы BDNA, которая разрабатывает ПО для управления материальными активами.

“Некоторые компании хотят иметь приложения у себя и сами ими управлять, другим же для того, чтобы решиться на инвестиции, необходимо обосновать их ожидаемой экономией времени или затрат, — говорит Хоуман. — Модель SaaS более рискованна в отношении правильного выбора, обучения и удержания специалистов, требуемых для эксплуатации ПО, а не просто с точки зрения стоимости лицензий”.

Лишь 27% ИТ-директоров, опрошенных Gartner в конце 2007 г., считают, что в их компании достаточно сотрудников, обладающих квалификацией, необходимой для удовлетворения всех потребностей бизнеса. Аутсорсинг, говорят они, лучший способ восполнить этот дефицит.