В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) состоялся IV Международный интерактивный форум образовательных технологий “Digital Education”. Организаторы обозначили жанр форума фразой “научно-образовательное шоу”, и действительно он оказался ярким и запоминающимся.
Не менее яркими и запоминающимися должны в перспективе стать занятия в классах, оборудованных продемонстрированными на форуме устройствами. В первую очередь отмечу систему опроса и подведения статистики. Каждый ученик перед занятием получает портативное устройство с кнопками, нажатия которых фиксируются системой. Скажем, преподаватель математики на уроке устного счета может просить выполнить задачи и тут же контролировать ответы всего класса (на экране отмечаются неправильно ответившие ученики). В отличие от традиционного подхода, при котором контролируется только один учащийся (которого попросили ответить), такой подход гораздо более эффективен.
Приятно, что оборудование для интерактивного образования становится все более доступным и малогабаритным. Так, на форуме демонстрировались приспособление Laptop Pen компании Navisis, превращающее экран ноутбука диагональю до 15 дюймов в интерактивный дисплей. Сенсорное устройство крепится к краю экрана и отслеживает движение кончика пера с разрешающей способностью 400 точек на дюйм и точностью 0,2 мм. Само устройство имеет массу всего 64 г, подключается к USB-порту, от которого и питается. Покупатель может выбирать варианты с проводным или беспроводным пером, работающим от миниатюрных батарей. Думается, что школы предпочтут второй вариант.
Второе устройство, Pegasus One NoteTaker, превращает самый обычный блокнот в планшет. Вы пишете или рисуете привычным образом на бумаге, а One NoteTaker параллельно переводит информацию в цифровой вид и отображает на экране компьютера. Как и предыдущее устройство, One NoteTaker питается от USB-порта компьютера. Размер его рабочей области — A4, разрешение 100 точек на дюйм, масса устройства 60 г, пера — 16 г.
Еще одна достойная внимания новинка, сверхкороткофокусный LCD-проектор Hitachi CP-A100, предназначаемый для работы с интерактивными досками и экранами обратной проекции, имеет оригинальную оптическую систему с откидным зеркалом. Крышка с зеркалом автоматически открывается при включении проектора и закрывается при его выключении. Разрешение матриц 1024×768, световой поток 2500 ANSI-лм, максимальный размер изображения 120 дюймов.
Специализированные кафедры TechPod производства компании Tecom Electronics имеют вандалоустойчивое исполнение (корпус из толстого алюминия) и содержат проектор, персональный компьютер и сенсорный экран для преподавателя.
Участники форума отмечали, что чудеса техники еще не гарантируют эффективного интерактивного обучения: необходима методическая поддержка и повышение квалификации преподавателей. Этим вопросам были посвящены “цифровые мастер-классы”, организованные в мультимедийных аудиториях РГГУ, где на реальных студентах проходит апробация и обкатка методик интерактивного образования.