Эра collaboration придет только через какое-то время, но пока продолжают доминировать аспекты личностных вычислений. Общее пользование информацией пока ходит “в девичестве”.
Именно то, что делает настольный компьютер очень продуктивным инструментом для персональной работы, становится главным препятствием на пути к более эффективному сотрудничеству: он прежде всего “персональный”. Чем более мощным становится ПК, тем труднее с ним “сотрудничать”.
Инструменты для сотрудничества сегодня такие же, как были десять лет назад: пересылка файлов PowerPoint или текстового документа по электронной почте между двумя или большим числом взаимодействующих групп. Это “последовательная” форма сотрудничества: я собираю результаты своей работы, посылаю их вам, а вы возвращаете их мне вместе с вашими соображениями или изменениями. Здесь возникает много проблем: я должен получить ваши замечания перед тем, как будут добавлены мои собственные, а если я не согласен с ними, то придется начать всё с начала. Честно говоря, я видел такие документы, в которых было больше изменений и комментариев, чем в начальном тексте.
Может быть, локальные сети помогут нам совместно пользоваться документами, во всяком случае в офисе? Сегодня жесткий диск среднего настольного компьютера может содержать сотни гигабайт, поэтому мы можем хранить на нем все результаты работы за последнее десятилетие, и еще останется место для цифровых фильмов, песен и фотографий. Сегодня мы уже не носим с собой наши ПК, у каждого из нас есть свой iPod, и мы можем просто отключиться от всего остального мира, воспользовавшись его наушниками. Наш электронный кокон с каждым годом становится все более прочным.
А может быть, постоянное соединение с Интернетом позволит объединить распределенные группы работников? Да, это делает электронную почту еще более мощным средством, и сегодня все мы чувствуем даже некоторое облегчение, когда на несколько часов оказываемся вдали от своего компьютера. Такие компании, как Computer Associates, которые в свое время отключали корпоративную почту на несколько часов в день (что в начале девяностых было эффективным средством заставить людей просто общаться друг с другом), кажутся сегодня чем-то нереальным.
А что вы думаете о блогах и википедии, которые передают весь потенциал коммуникаций в руки простых людей? Все же электронная почта — основное средство, чтобы уведомить пользователей об изменении контента. И пока Google Docs и все эти забавные приложения Web 2.0 делают проще процесс построения приложений для сотрудничества, кто-то должен собирать все источники информации воедино и делать всю черную работу. А все социальные сети, которые прекрасно заполняют спамом вашу почту, не слишком связаны с построением сотрудничества, их задача — помочь вам собрать как можно больше имен в свой список.
Было несколько попыток организовать collaboration, но все они окончились неудачей. Возьмите хотя бы Lotus Notes, которому почти 20 лет. На 95% он используется только как система электронной почты. Действительно, в этой системе есть некоторые прекрасные возможности для сотрудничества, особенно с системой сообщений Sametime messaging и телекоммуникационными приложениями, но большинство пользователей не представляют себе, как построит собственные приложения Notes или отключить их.
Изобретатель Notes сейчас работает в компании Microsoft над своим продуктом Groove, который также реализует блестящую идею, которая пока не получила большого признания. Чтобы реальные возможности сотрудничества через Groove стали для вас доступны, вам надо изменить само представление о ваших данных. Многие компании только сейчас начинают понимать, как использовать инфраструктуру Microsoft для чего-то большего, чем простое чтение страниц в Интернете.
Я видел некоторые знаки перемен, особенно в группах из двух человек, где использовали такие технологии общего владения экранами, как LogMein или GoToMyPC, с помощью которых оба участника соединяются с сетью и могут одновременно управлять одним и тем же ПК, чтобы делать изменения в презентации или интерактивно редактировать документ. Можете назвать это доисторическим периодом сотрудничества. Перед нами лежит еще долгий путь эволюции. Saleforce.com — это еще один хороший пример того, как много людей могут одновременно изучать контракт и всю информацию о клиентах при условии, что они очень внимательно относятся к обновлению всей информации. Есть еще и третья область, состоящая из общих календарей, которые, по крайней мере, облегчают совместное планирование.
Итак, процессоры ПК становятся быстрее, диски — больше, социальные сети растут, но у нас всё еще нет хорошего решения для сотрудничества. Мы, как и раньше, думаем о данных на наших дисках, как о наших собственных, а не о данных наших сотрудников. Общее пользование информации по-прежнему ходит “в девичестве”. Пока ничего не изменится в нашем отношении к происходящему, наушники будут закрывать наши уши, отстраняя нас ото всего мира вокруг нас…