Новый сервис Symantec Protection Network (SPN) — реальная попытка превратить “толстые” клиенты резервного копирования в хостинговое решение с тонким Web-клиентом на базе онлайновых хранилищ.

Большинство людей, слыша “SaaS”, автоматически понимают это как “ПО как услуга”, но Symantec хочет внедрить новое понимание: “хранение как услуга” (storage as a service), по крайней мере в случае своей Protection Network.

SPN — это первый выход Symantec на рынок хостинга резервного копирования и хранения, и компания рассчитывает, что новый сервис привлечет заказчиков, которым требуются функции онлайнового хранилища (e-vault). SPN построена на модели тонкого клиента и предлагается как автономная служба, а также как опция среды резервного копирования в последней версии Backup Exec (BE), самого известного продукта компании в этой области.

Кто-то может счесть странным объединение SaaS с традиционной программой резервного копирования, но тому есть простое объяснение: SPN может расширить возможности Backup Exec на рынок дистанционного резервного копирования и аварийного восстановления.

Конечно, Symantec не первая обращается к технологии онлайновых хранилищ; перед ней большой список конкурентов, уже прочно стоящих на этом рынке. Известные вендоры, такие как IronMountain, EMC и Amazon S3, уже сформировали данный рынок и нашли путь к сердцам заказчиков.

Чтобы выйти на столь тесный рынок, нужно предложить что-то новое. Symantec возлагает надежды на простой пользовательский интерфейс, интеграцию с Backup Exec, известность бренда и партнеров в канале, которые проложат путь к заказчикам. Конкурентоспособные цены — еще один аспект, где Symantec рассчитывает на успех. SPN предлагается в двух вариантах: Symantec Online Backup (от 25 долл. в месяц за 5 Гб) и Symantec Online Storage for Backup Exec (от 38 долл. в месяц за 10 Гб).

Пробный тур по SPN

Channel Insider при содействии Кристофера А. Фьюри, исполнительного директора компании Imaginamics, решил испытать SPN и оценить, действительно ли этот сервис от Symantec столь хорош.

Прежде всего, требуется действительная учетная запись и права доступа к услуге. Для первичной установки продукта используется веб-портал, с которого следует получить клиентскую часть ПО. Сначала нужно загрузить агент установки, что занимает около трех минут при широкополосном соединении. Сама установка, которая состояла в запуске загруженных клиентских приложений, заняла примерно семь минут, после чего потребовалась перезагрузка системы. В первой серии тестов мы использовали ноутбук Dell Inspiron 1501 и установили версию 1.0.2.869 агента SPN.

При установке следует иметь в виду, что SPN использует порт 443 для аутентификации агента на сервере портала, и может потребоваться изменение настройки брандмауэра или других устройств защиты, чтобы приложение могло работать.

SPN устанавливается на ПК в виде трех компонентов, каждый с отдельным окном: SPN Backup Agent, SPN Communications Manager, и если вы администратор, то устанавливается также SPN Platform Agent Administrator. Backup Agent “сидит” в системном трее, давая знать, что служба работает, и сообщает минимальную информацию о статусе.

Сервис SPN, хотя и использует агент, полностью управляется с веб-портала. Одновременно могут обслуживаться несколько пользователей и систем, и администратор имеет удобный единый интерфейс с вкладками, чтобы следить за пользователями, ресурсами сети и отчетами. Портал SPN дает также доступ к функциям Backup Exec Online, если вы являетесь авторизованным пользователем этих средств. (BE можно теперь сконфигурировать, указав на портале SPN свои старые данные на лентах, что позволит корпоративным пользователям иметь удаленное хранилище данных, сохранив свои инвестиции в пакет BE и лицензии.)

Наше первое впечатление (после создания учетной записи пользователя и системы) — портал работает слишком медленно, особенно по сравнению с традиционными агентами с “толстым” клиентом или приложениями резервного копирования. Это особенно заметно, когда начинаешь просматривать файлы, чтобы пометить их для извлечения из хранилища. Окно обзора имеет две панели: папки показаны слева, а файлы справа. Большое неудобство состоит в том, что когда вы спустились по списку файлов вниз, нет стрелки “вверх”, чтобы вернуться в папку уровнем выше, так что приходится вновь найти исходную папку в левой панели. Короче, навигация в интерфейсе портала неудобна.

Для первого теста резервного копирования мы выбрали 3,2 Гб данных в 69 файлах. Файлы и объем данных были выбраны исходя из реальных типичных потребностей одного из сотрудников Imaginamics. Время, нужное для выполнения резервного копирования, было трудно оценить, так как портал не дает возможности следить за передачей файлов в реальном времени и ходом выполнения этой операции и не показывает ожидаемое время до ее завершения. Индикатор хода процесса был бы весьма желателен, если не сказать необходим. Единственный способ следить за ходом выполнения — это вручную обновлять экран, используя ссылку “Refresh Screen”, но пока не будет перенесено заметное количество данных, вы получите лишь бесполезную статистику и оценки.

Служба дает несколько отчетов, которые могут сообщить администратору детали резервного копирования после его завершения. Отчет “Последние архивированные файлы” (Most Recent Backed Up Files) работал прекрасно и показывал список перенесенных файлов. Однако если запросить его в процессе выполнения, то последний файл будет неясно указан в верхней части таблицы. В целом отчеты выглядят привлекательно и будут полезны администраторам и тем, кто отвечает за трудоемкую задачу резервного копирования данных.

Работая со службой резервного копирования, мы несколько раз столкнулись с тайм-аутами и потерей прав администратора на портале. Служба отключалась “ввиду бездействия”, что было довольно странно, так как данные все еще передавались в удаленное хранилище. Выход из приложения создает дополнительное неудобство, так как придется снова зарегистрироваться, введя логин и пароль, и заново искать страницу статуса. Наверно, вендор мог бы устранить многие из этих недостатков, обратившись к технологии AJAX и введя больше функций типа Web 2.0.

Из положительного можно сказать, что продукт выполнил резервное копирование всех наших тестовых файлов и смог восстановить их без каких-либо проблем. Данные надежно защищены посредством шифрования и хранятся в защищенном центре обработки данных, что должно удовлетворить потребности почти любого заказчика, даже с учетом регулятивных требований.

Использование веб-портала, хотя и далекое от совершенства, является полезным расширением хостинговой службы резервного копирования. Возможность управлять этим процессом почти с любой машины через Web-браузер будет удобна администраторам и поставщикам решений, так как дает дополнительную свободу. Добавьте к этому возможности интеграции, предлагаемые в Backup Exec, — и SPN вполне заслуживает рассмотрения со стороны тех, кто хочет иметь дистанционное резервное копирование в дополнение к традиционным подходам.

Если Symantec устранит некоторые неудобства пользования, в частности медленный портал и летаргическую навигацию, то новый сервис SPN вполне мог бы составить конкуренцию некоторым широко известным SaaS-службам хранения на рынке.

В подготовке этого материала принял также участие Кристофер А. Фьюри, исполнительный директор компании Imaginamics.

Imaginamics помогает поставщикам ИТ-услуг и поставщикам услуг по управлению ИТ (MSP) свести к минимуму свой операционный риск и увеличить постоянный поток доходов за счет внедрения решения восстановления после аварий и обеспечения непрерывности сервисов.