Эксперты рынка сегодня активно обсуждают шаги, которые может предпринять компания Seagate Technologies, крупнейший и наиболее успешный в мире производитель жестких дисков, чтобы закрепиться на рынке флэш-памяти NAND.
Аналитик компании Lazard Ltd. Даниэдь Амир выпустил 19 июня специальный доклад о слияниях и поглощениях, где предполагает, что Seagate Technology может купить 48% совместного предприятия компаний Intel Corp. и Micron Technology по производству флэш-памяти IM Flash Technology по цене от 1 до 2 млрд. долл.
Другие аналитики скептически относятся к его мнению и считают, что Seagate вместо этого может заинтересоваться производителем флэш-памяти Hynix или SanDisk в качестве объекта приобретения или стратегического партнера.
Ни Seagate, ни Intel, ни Micron, как и другие компании, не комментируют все эти рассуждения о приобретениях.
В любом случае производители серверов и систем хранения EMC, Dell, Sun Microsystems, Xiotech и другие либо уже выпускают оборудование с такими твердотельными устройствами хранения, либо выведут их на рынок в ближайшие несколько месяцев. Поэтому традиционные производители дисков Seagate и Western Digital просто обязаны выпустить SSD (solid state disks), когда они потребуются, а это произойдет очень скоро.
“Поскольку Seagate — это крупнейший поставщик устройств для корпоративных систем хранения, ему имеет смысл часть своего бизнеса перевести на SSD”, — сказал мне 20 июня Ави Коэн, директор по разработкам компании Avian Securities. -Самая большая сложность в производстве SSD — чтобы сделать этот бизнес прибыльным — состоит в том, что нужен источник микросхем NAND, либо собственный либо у партнера. Представители Seagate открыто говорят, что они ищут именно такого партнера”.
Флэш-память NOR была впервые представлена в 1988 г. компанией Toshiba, тогда у нее были долгие циклы чтения и записи, но при этом полная адресация и шины данных, что позволяло организовать случайный доступ к любому месту памяти
Флэш-память NAND, которая гораздо быстрее читает и пишет, также была изобретена в компании Toshiba, именно она используется во флэш-дисках USB наряду и картах памяти. IPod и iPhone компании Apple — это примеры самого успешного сегодня коммерческого использования флэш-памяти NAND.
Недавно появились новости и у проекта IM Flash. В начале лета IM Flash начал поставлять 32-гигабитный чип флэш-памяти, изготовленный по технологии 34 нанометра, пока самый крошечный и самый плотно упакованный в мире. Четыре месяца назад представители этого проекта объявили о выпуске нового чипа флэш-памяти NAND на базе 8-гигабитной памяти, который работает в пять раз быстрее, чем современные образцы NAND.
Мнение Ави основывается на знании склонности компании Intel освобождаться от проектов или компаний, которые не укладываются в ее стратегические планы или временные рамки. Сегодня, несмотря на рост продаж карманных устройств, есть явный избыток продукции на рынках обоих типов флэш-памяти, поэтому цены на них быстро падают.
“Intel очень озабочена такой ситуацией со своим бизнесом NAND, что, естественно, влияет на общие финансовые показатели компании, хотя NAND — очень малая часть ее бизнеса, — подчеркивает Коэн. -- Исторически Intel всегда продавала или отбрасывала недостаточно эффективные бизнесы и будет это делать в будущем”.
Зачем же Intel вообще нужен этот бизнес, задает Коэн риторический вопрос. “Это ведь не влияет на основной бизнес чипов, -- считает он. -- Это небольшой бизнес, поскольку он цикличен”.
В начале нынешнего года Intel выделила производство флэш-памяти NOR в отдельную компанию под названием Numonyx после признаков спада на этом рынке.
“Но я не верю в разрыв союза Intel -- Micron, — сказал Коэн. – Прежде всего, на это не пойдет Micron, поскольку для нее это будет потеря основного партнера — Intel. Кроме того, у Micron — соглашение о взаимном лицензировании с компанией SanDisk, которое позволяет не платить отчисления SanDisk за производство многослойных ячеек. Это существенно повышает конкурентоспособность компании, что будет сложно сохранить с уходом Intel”.
“На мой взгляд, наилучшим выходом для Seagate было бы купить SanDisk и объявить об этом, — считает Коэн. -- У Seagate больше опыта в работе с корпоративными заказчиками, а у SanDisk больше опыта в работе с торговыми сетями. SanDisk производит самые дешевые образцы NAND.Но все это только досужие домыслы. Так поступил бы я, если бы мог принимать решения. Суть в том, что Seagate необходимо что-то делать”.