10 июля 2008 г. в московском театре имени М. Н. Ермоловой компания НР провела II ежегодный форум “Женщины НР: Потенциал. Возможности. Успех”. Он прошёл в рамках мировой программы HP Diversity & Inclusion (“Разнообразие персонала и предоставление равных возможностей”) и собрал свыше 150 почетных гостей, спикеров и сотрудниц фирмы Нewlett-Рakkard. Цель форума — содействие женщинам в раскрытии потенциала и талантов как в работе, так и в личной жизни. В его рамках представительницы прекрасного пола, добившиеся успеха в бизнесе и творчестве, поделились с гостями своими взглядами на возможность самореализации современной женщины в России. Их слова имеют огромную цену: ведь важно не только то, что именно сказано, но и кем. Одно дело — книжный опыт. И совсем другое — жизненный.
“В компании НР женщины занимают примерно 30% руководящих позиций по всему миру, -- cообщил вице-президент HP и генеральный директор HP в России Оуэн Кемп. — Что касается России, то здесь у HP на восемь мужчин приходится пять женщин. Компания ценит индивидуальность каждого человека и стремится полнее раскрыть потенциал всех своих сотрудников”.
“По нашим наблюдениям женщины Восточной Европы в плане карьеры даже более успешны, чем Западной, — отметила вице-президент по корпоративному маркетингу и бренду НР в регионе ЕМЕА Габриэль Зедльмайер. — Перед ними открыты все возможности. Но вот мой совет: всегда иметь чёткий план на будущее. Держите собственную карьеру в своих руках”.
Успешных женщин, поделившихся с участницами Форума HP некоторыми секретами своих достижений, представляла писатель, драматург и известная телеведущая Мария Арбатова. Говоря об активности прекрасной половины человечества, она отметила между прочим, что примерно 40% террористических организаций, активно действовавших в нашей стране до революции, составляли девушки и женщины, вышедшие из состоятельных семей и сумевшие получить хорошее образование. Очевидно, это был намёк на то, что у наших женщин активность заложена в гены и если им что не нравятся, то они готовы на всё.
Мало кто знает, что свою деловую карьеру знаменитый кинорежиссёр Алла Сурикова (она сняла 23 фильма, один из которых включал самую длинную в мире драку) начала с решения проблем машинного перевода. Это было в ту пору, когда основным носителем данных являлась перфолента, а компьютеры занимали огромные площади. Но она вовремя поняла, что программирование — не её область деятельности, и окончила режиссёрские курсы, которые в то время были исключительно мужской вотчиной. “Менять профессию никогда не поздно, — говорит г-жа Сурикова. — Но очень важно понять, что именно является вашим предназначением. Сейчас я работаю двадцать пять часов в сутки, но нисколько не сожалею об этом”. В настоящее время Алла Сурикова снимает фильм, где одну из ролей “играет” ноутбук HP.
“При ведении собственного бизнеса женщины не должны подражать мужчинам, а должны использовать все те преимущества, которые им дала природа”, — отмечает президент холдинга охранных предприятий “Бастион” Елена Андреева. — При этом им следует полагаться исключительно на себя и не ожидать ни от кого никакой помощи”. В своё время она окончила Московскую государственную юридическую академию и первоначально занималась научной деятельностью. В охранное предприятие она сначала была приглашена на должность финансиста, но затем, что называется, “вошла во вкус”. “Очень важно научиться получать удовольствие от той деятельности, которой ты занимаешься”, — подчёркивает Елена Андреева.
“Рассчитывать на успех может только тот человек, который чего-то добился исключительно своим трудом”, — считает председатель правления Газинвестбанка Эльвира Маймина. И она знает, что говорит: родом из небольшого сибирского города, г-жа Маймина совсем недавно по итогам одноимённого ежегодного всероссийского конкурса была удостоена звания “Лучший банкир России”. “Главный секрет успеха — требовательность к себе. Я должна встать в семь утра и буквально выпихнуть себя из постели вне зависимости от того, во сколько я легла и как провела ночь. Только высочайшая требовательность к себе даёт человеку право быть требовательным к другим людям. Женщина-руководитель должна знать и уметь значительно больше, чем руководитель-мужчина. Стремитесь быть профессионалами своего дела. И никогда не останавливайтесь на достигнутом!”
“Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе”, — этот совет слышали многие. Но многие ли руководствуются им на практике? “Внять этой простой, но чрезвычайно полезной рекомендации никогда не поздно, — говорит заместитель генерального директора по правовым вопросам государственной корпорации “Российские нанотехнологии” Александра Нестеренко. — Держите планку и не ройте яму своему начальнику, а приложите все усилия к тому, чтобы он пошёл на повышение. И тогда вполне возможно, что его кресло займёте вы. Если же это кресло рухнет, то своими обломками оно может придавить и значительную часть подчинённых”. Эту мысль г-жа Нестеренко в своё время донесла до одного своего подчинённого, который по одному ему известным причинам всячески пытался расшатать кресло, на котором она сидела. Совет был воспринят и оказался весьма кстати. Вскоре Александра Нестеренко была назначена на более высокую должность, а её прежний пост занял тот самый человек.
“Если делаешь то, что нравится, то это всегда получается”, — говорит основатель и президент группы компаний “Ледово” Надежда Копытина. В своё время она стала первой в истории России обладательницей премии в номинации “Лучшая женщина-предприниматель”, учреждённой в рамках международной программы “Эрнст энд Янг” Entrepreneur of the Year Award. Жизненный опыт Надежды Копытиной скоро станет доступен массам. Одно издательство купило её автобиографию, что называется, “не глядя”. То есть ещё до того, как она была написана. Теперь же эта автобиография существует и уже сдана в печать. Надо полагать, она будет интересна не только деловым людям -- ведь круг интересов г-жи Копытиной необычайно широк: большой теннис, классические и современные танцы, пение, динамическая йога, экстремальные виды спорта и т. д. Одно из её качеств — бесконфликтность. “Это может показаться парадоксальным, но я уверена, что каждый человек, глядя со своей позиции, абсолютно прав”, — отмечает Надежда Копытина.
“Свыше 50% людей не умеют планировать своё время, — считает генеральный директор компании “Русское Золото” Евгения Богатова. — Надо уметь сохранять жизненную энергетику и думать не только о том, чем вы будете заниматься завтра, но и о том, чем вы займётесь через двадцать лет. Очень важно профессионально подходить к общению с людьми и уметь делегировать полномочия. Это большое искусство, и далеко не каждому оно даётся. Человек, не умеющий строить отношения и не согласующий свои действия с окружающими, никогда не добьётся успеха”. Всем известно, что одно из самых страшных китайских проклятий звучит так: “Чтоб вам жить в эпоху больших перемен!”. Менее известно другое китайское изречение: “Не дай тебе Бог иметь много умных идей и не иметь возможности донести их до нужной аудитории”. На взгляд г-жи Богатовой, оно очень актуально даже в эпоху Интернета.
“Не надо быть скучным и нельзя замыкаться только на работе, — отмечает партнёр PricewaterhouseCoopers Наталья Мильчакова. — Но нужно уметь впитывать всё лучшее, что вы замечаете вокруг”.
“Очень важно уметь вести переговоры и научиться быстро выяснить мотивацию и точку зрения собеседника”, — говорит политтехнолог и капитан команды знатоков программы “Что? Где? Когда?” Валентина Голубева. Этот аспект деловой жизни — которая в значительной степени из этих самых переговоров и состоит — оказался очень актуален, и мастер-класс г-жи Голубевой, посвящённый данной теме, вызвал у аудитории большой интерес.
Участницам Форума HP можно только позавидовать. Ведь они услышали гораздо больше фактов, мыслей и ценных советов, чем зрители нашего слайд-шоу. Если бы по мотивам данного форума был снят полнометражный фильм, то он, на взгляд автора этого слайд-шоу, пользовался бы огромной популярностью не только у женщин Hewlett-Packard, но и у мужчин. Причём из самых разных компаний.