В каждой организации — будь то коммерческая компания или госучреждение — всегда есть три группы людей, от которых зависит успех любого ИТ-проекта. Неважно, являетесь ли вы главным руководителем проекта в этой организации, консультантом, разрабатывающим либо перестраивающим систему, или вендором, желающим продать новый продукт, — это справедливо всегда.
Три группы, о которых идет речь, это топ-менеджмент, выделяющий деньги на новую систему, ИТ-отдел, на который ляжет ее сопровождение и поддержка, когда она будет запущена, и конечные пользователи, которые будут с ней работать. Поверьте: любая из этих трех групп может убить проект еще до того, как система будет запущена, или привести к ее кончине вскоре после этого.
По очевидным причинам главное внимание падает на первую группу — тех, кто дает деньги. Без денег проект нельзя ни начать, ни продолжить: счета не оплачиваются и лицензионные соглашения не подписываются. Но в ответ на выделенные деньги руководство ожидает определенных результатов. Здесь возможны следующие варианты.
1. Новая система внедряется взамен старой и должна выполнять все её основные функции, но служить дольше и иметь улучшенную функциональность, надежность и производительность.
2. Новая система включает новую функциональность, которая позволит организации успешно конкурировать или, еще лучше, обойти конкурентов.
3. Новая система дает экономию или другие выгоды -- снижение затрат на поддержку, повышение эффективности, сокращение персонала, рост производительности труда и т. п.
4. Руководитель финансирует новую систему, чтобы повысить престиж, ранг, свою власть и зарплату в организации.
Стоит ли напоминать, что вы должны активно и постоянно управлять этими ожиданиями, желательно в письменной форме. По четвертому пункту мало что можно сделать, но безусловно нужно быть в курсе таких намерений.
Вторая группа, т. е. ИТ-отдел, не обладает руководящей властью, но может полностью застопорить разработку и внедрение новой ИС. Поддержка внедрения новой системы скорее всего не впишется в их бюджет и штатное расписание, и если они не увидят в этом проекте реальных преимуществ для себя, то наверняка не проявят большого энтузиазма. Кто-то может подумать, что они будут рады заменить старую систему (если речь идет о замене), и будет не прав. Старая система, по всей видимости, вполне стабильна или как минимум хорошо изучена и задокументирована. И в отделе всегда есть несколько человек, прекрасно справляющихся с ее сопровождением.
И напротив, новая система есть нечто неизвестное. Она только что разработана (собственными силами или сторонней фирмой) и, вероятно, имеет гораздо больше дефектов, чем старая, большинство из которых еще только предстоит обнаружить. Нужно будет создать и отладить интерфейсы с другими имеющимися в компании системами. Возможно, что новая и старая система какое-то время будут работать параллельно на случай непредвиденных проблем, а также чтобы убедиться, что новое решение дает идентичные (или более точные) результаты.
Возможен также “волновой эффект” как последствие внедрения новой системы. Она может потребовать апгрейда или замены существующего оборудования, ОС и других созданных на заказ или купленных ИС, которые сейчас используются. Может даже потребоваться полное переконвертирование баз данных и файлов — долгий и трудоемкий процесс, и к тому же источник ошибок.
Третья группа — конечные пользователи — обладает наименьшей властью. Тем не менее они с не меньшим успехом способны утопить новый проект. Они могут сделать это, просто жалуясь (справедливо или нет), что новая система неудобна, менее эффективна, подвержена ошибкам и не дает тех обещанных преимуществ, которые сподвигли начальство финансировать разработку.
Здесь действуют как минимум три главных фактора. Во-первых, люди не любят перемен за исключением тех случаев, когда преимущества очевидны даже слепому, а ожидаемый результат приходит практически мгновенно. Это тем более верно для компьютерных приложений с пользовательским интерфейсом. Каждый, кто прошёл через все смены платформ последнего двадцатилетия — скажем, переход с WordPerfect на Microsoft Word, — знает, что это такое и сколь неприятным может быть процесс.
Во-вторых, замена старой системы или внедрение совершенно новой обычно влечет определенные изменения в существующих бизнес-процессах. При этом затрагивается не только ПО; проект может повлиять на выполнение тех или иных задач, даже не связанных с компьютером.
В-третьих, люди, которые будут использовать новую систему, хотят, чтобы их мнение тоже учитывалось. Это может казаться очевидным, однако организации часто покупают, разрабатывают и внедряют новые ИС, почти не считаясь с конечными пользователями.
Имейте всё это в виду, когда решитесь на разработку или покупку новой системы. Важно заручиться поддержкой не только сверху, откуда приходят деньги, но также ИТ-отдела и конечных пользователей. Без такой надежной поддержки с трёх сторон даже самый роскошный проект — ваша новая бизнес-система — может быть обречен на провал.