Американский подросток Шон Мэлоун оказался на скамье подсудимых за нарушение скоростного режима. Семнадцатилетний калифорниец обвиняется в том, что ехал со скоростью 62 мили в час в зоне, где максимальная скорость передвижения ограничена 45 милями. В результате юношу, которому выдали права годом ранее, приговорили к штрафу в 190 долл. Он не согласился с приговором — родители Шона отслеживали перемещения сына с помощью спутниковой GPS-системы компании Rocky Mountain Tracking и лог показал, что никакого нарушения не было. Случай привлек внимание СМИ обеих Америк: крайне редко кто-то пытается доказать в суде свою невиновность по поводу превышения скорости, предпочитая заплатить, но семья Шона пошла на принцип. Представители полиции уже заявили, что точность полицейского радара намного выше, чем GPS. В то же время представители компании-производителя утверждают, что точность определения скорости устройством их производства — 1 миля в час, причем прибор посылает сообщение о местоположении и скорости автомобиля

каждые 30 секунд. Полиция же предполагает, что полминуты — это достаточное время, чтобы ускорить движение автомобиля, а потом вновь замедлиться.

Спутниковое устройство слежения родители Шона поставили потому, что их чадо, как они честно признаются, было склонно “придавить газ” на машине Toyota Celica, которую они купили подростку. Юноша жаловался друзьям на то, что он находится “под колпаком”, но скорость, как утверждают его родители, превышать перестал. Лог спутникового следящего устройства показал, что в том месте, где радар зафиксировал нарушение скоростного режима, Шон ехал с дозволенной скоростью. Таким образом, полицейский радар либо работал неверно, либо определил скорость какой-либо другой машины. Наблюдатели при этом вспоминают показательный эксперимент, в ходе которого полицейский радар успешно определил скорость дерева, растущего у обочины: представитель флоры, качаемый ветром, двигался, по мнению стражей порядка, со скоростью 65 миль в час.

Разбирательство продолжается. В суд для дачи показаний вызваны офицеры полиции, эксперты по спутниковой навигации, инженеры-дорожники, и даже специалист по электронным картам. Дошло до того, что решено было провести следственный эксперимент — Шон снова проедет по той же самой дороге с той же самой скоростью, с которой, как он утверждает, он ехал в прошлый раз, офицеры полиции точно также снимут показания скорости, используя радар, а ГИС-эксперты будут контролировать показания системы спутникового слежения. Аналитики полагают, что сумма, затраченная на то, чтобы установить истину, позволит лучше разбирать подобные дела в будущем.

Если будет принято решение в пользу подростка, это станет важным судебным прецедентом. Ранее у водителей не было никаких инструментов, позволяющих оспорить данные полиции. Защитники подростка подчеркивают, что при использовании радара большую роль играет человеческий фактор. Система спутникового слежения же — устройство беспристрастное. К слову, некоторые американские ассоциации родителей уже высказали родителям Шона свою поддержку, заявив, что установка системы спутникового слежения на машину подростка и наблюдение за его скоростным режимом — это правильное и ответственное решение.