Компания Verbatim, после восьмилетнего перерыва вновь открывшая представительство в России*, к концу лета намерена заключить договор на обслуживание своих внешних жёстких дисков (External HDD) с одним из крупных федеральных сервис-провайдеров и уже в этом году планирует захватить около 5% российского рынка этих устройств. Возможно также расширение числа дистрибьюторов (сейчас их четыре) и модернизация российского сайта компании. Предполагаются изменения и в партнёрской программе. Она должна стать “более научной”. Об этом нам рассказал менеджер Verbatim по развитию бизнеса в России Александр Жажков. Он также сообщил, что, по имеющимся у Verbatim, данным, в прошлом году в нашей стране было продано примерно 0,5 млн. внешних жёстких дисков различных производителей. А в этом году этот показатель должен удвоиться.
С данной оценкой ёмкости российского рынка External HDD и с таким прогнозом в целом согласен президент группы “Эргодата”** Кирилл Квашенко. Правда, он считает, что 0,5 млн. внешних жёстких дисков — это верхняя оценка российского рынка External HDD в 2007 г. и правильнее говорить о том, что в прошлом году объём его по всем каналам поставок находился в пределах от 400 до 500 тыс. шт.
Прогнозы Verbatim об удвоении российского рынка External HDD основываются на мировых тенденциях. Как видно из диаграммы, самую значительную долю этого рынка (в штучном выражении) занимают настольные 3,5-дюймовые внешние жёсткие диски (они обычно весят около 1 кг и требуют внешнего источника питания), которые, как правило, используются для создания резервных копий данных. В то же время самым быстрорастущим сегментом этого рынка являются карманные 2,5-дюймовые внешние жёсткие диски (они, как правило, весят около 200 г и для их работы внешнего источника питания не требуется), которые часто используют не только для создания резервных копий данных, но и для их “транспортировки”. Что же касается External HDD меньшего (чем 2,5 дюйма) форм-фактора, то их доля в общем объёме продаж пока невелика.
В Европе темпы роста продаж внешних жёстких дисков ещё выше, чем в мире. По предварительным данным исследовательской компании GfK, в 2007 г. в Западной Европе было продано около 10 млн. внешних жёстких дисков, что почти на 90% выше аналогичного показателя 2006 г. (5,2 млн.). Аналитики GfK ожидают, что в 2008 г. в Западной Европе будет продано более 14 млн. 2,5- и 3,5-дюймовых внешних жёстких дисков. Интересно отметить, что в 2007 г. в Европе, по данным компании GfK, объёмы продаж External HDD (29% от общего рынка носителей для хранения данных) даже несколько превзошли объёмы продаж карт флэш-памяти различных стандартов (28%), не говоря уже о портативных флэш-накопителях с интерфейсом USB (14%), DVD-дисках (13%), CD-дисках (11%) и видеолентах (5%).
Структуру российского рынка носителей для хранения данных никто детально не исследовал, но, как считает Александр Жажков, в минувшем году доля External HDD на этом рынке была заметно меньше, чем на общеевропейском, а доля видеолент заметно больше. Он также отмечает, что среди европейских стран Россия является лидером по потреблению флоппи-дисков. Возможно, одна из причин этого состоит в том, что в нашей стране многие отделения налоговой инспекции до сих пор принимают “электронную отчётность” исключительно на этих морально устаревших носителях информации.
*Представительство Verbatim уже существовало в России в 1993-1999 гг., но было закрыто -- см. PC Week/RE, № 34/1999.
**“Эргодата” – старейший дистрибьютор Verbatim, который в 2000—2007 гг. взял на себя значительную часть забот по продвижению в нашей стране данной торговой марки.