Модель использования ИТ в виде услуги (Soft as a Service, SaaS – ПО как сервис) набирает популярность среди корпоративных клиентов и по сути стала сегодня одним из главных направлений развития ИТ-отрасли. Ведущие поставщики пытаются адаптировать свои традиционные технологии и схемы лицензирования под SaaS, и одновременно на рынке появляются качественно новые решения, изначально ориентированные на реализацию данной концепции. Речь фактически идет о создании нового поколения программных платформ для SaaS, уже получивших название Platform-as-a-Service (PaaS). Как и любые другие инновации подобного масштаба, SaaS дает отличную возможность для выхода на рынок новых игроков и создает предпосылки для изменения расстановки сил на нем.
Нынешней весной аналитическая компания McKinsey & Co провела очередное ежегодное исследование вопроса использования ПО корпоративными заказчиками “Enterprise Software Customer Survey 2008” (www.software2008.com/downloads/mckinsey_software2008_survey.pdf), в котором особый акцент был сделан на изучение текущего состояния и перспектив применения предприятиями модели SaaS. В ходе этой работы было опрошено более 850 компаний различного размера и разных сфер бизнеса по всему миру. На долю ИТ-специалистов (включая CIO) пришлось примерно 45% респондентов, остальные — представители бизнеса (топ-менеджеры и руководители подразделений).
Прежде всего нужно сказать, что большинство опрошенных (79%) считают, что именно сейчас ИТ-отрасль переживает пик инноваций: уровень и значимость предлагаемых новшеств существенно выше, чем два-три года назад. Наиболее важные позитивные тренды сегодняшнего развития ИТ-рынка, с точки зрения клиентов представлены на рис. 1.
На приобретение программного обеспечения заказчики тратят примерно треть своего ИТ-бюджета, причем эта доля медленно, но уверенно растет: в 2006 г. она составляла 30%, в текущем — 32%, а к 2010-му, по мнению респондентов, достигнет 35%. Окончательное решение о покупке софта принимается преимущественно централизованно (так считает 83% опрошенных), хотя порой окончательное мнение могут выносить и бизнес-подразделения, причем с увеличением размера организации возможности руководителей отделов в этих вопросах заметно возрастают. Но все же в целом вопросы выбора ПО относятся к компетенции ИТ-руководства.
Как же распределяются софтверные расходы? Исследование показало, что компании постепенно переходят от использования традиционных схем лицензирования ПО (приобретение лицензий в постоянное пользование) к различным моделям “по требованию” (подписка на определенное время, транзакционные модели, аренда и пр.). На сегодняшний день на постоянные лицензии приходится 65% общих затрат на ПО, но ожидается, что уже в следующем году их доля уменьшится до 58%.
Принципиально важен и такой вопрос: какие заказчики наиболее оперативно начинают использовать технологические инновации? Для ответа на него эксперты McKinsey разделили компании на четыре группы по численности сотрудников: малые (до 100 человек), средние (до 1000), крупные (до 25 000) и очень крупные (более 25 000).
Здесь нужно отметить, что такая линейная категоризация, конечно, не очень точно характеризует рынок. Известно, что готовность предприятий к использованию новшеств во многом зависит от сферы их деятельности (например, в сфере услуг она выше, чем в промышленности) и в стратегическом плане определяется уровнем конкуренции в той или иной отрасли (а не наличием денег и доходностью). В то же время именно малые и средние предприятия трудятся как раз в наиболее конкурентных и динамично меняющихся рыночных условиях.
Так или иначе, но данные McKinsey, говорят о том, что как раз малый бизнес наиболее активно применяет ИТ-инновации, в частности, доля лицензий “по требованию” уже сейчас здесь составляет 42% (против 35% в среднем по рынку). Правда, тут нужно отметить, что самые крупные организации чаще других применяют транзакционные схемы лицензирования (15% против 10% в среднем).
Переходя к вопросам использования SaaS, McKinsey предлагает структуризацию этого понятия и выделяет три основных типа SaaS-платформ: платформы для доставки функционала ПО, средства разработки ПО в виде онлайновых сервисов и наборы готовых прикладных решений в SaaS-реализации (например, Salesforce.com). При этом для платформ доставки, в свою очередь, имеются два варианта: управляемый хостинг приложений (managed hosting) и модель "облачных" вычислений (Cloud Сomputing). В общих чертах их различие заключается в том, что в первом случае заказчик заключает с поставщиком договор об аренде физической ИТ-инфраструктуры, а во втором имеет дело с виртуальными вычислительными средами (которые предоставляют, например, Amazon и Google). Преимуществом Cloud Сomputing является автоматическое решение вопросов доступности и масштабируемости приложений (эти задачи берет на себя поставщик), но при этом пользователь не имеет возможности гибкой настройки своей инфраструктуры и потенциально может получить более низкий уровень поддержки и сервиса. Кроме использования готовых SaaS-платформ заказчики могут создавать собственные SaaS-решения. Такой подход эксперты McKinsey обозначили термином “сделай сам” (“do it yourself”).
В опубликованном отчете вопрос об использовании модели SaaS в настоящее время не освещен (можно предположить, из-за не очень высокого уровня ее применения сейчас). Специалисты McKinsey решили сосредоточиться на выяснении потенциальных предпочтений заказчиков. В этом плане вырисовывается довольно оптимистичная картина: 74% респондентов высказали желание использовать промышленные SaaS-платформы и только 7% в принципе пока не хотят применять у себя модель SaaS (рис. 2). Но, как и стоило ожидать, энтузиазм заказчиков уменьшается с ростом размера компании: лишь 61% самых крупных компаний готовы применять SaaS . Большинство респондентов независимо от величины их предприятия предпочитают иметь дело с проверенным вариантом хостинга (32%).
Другой интересный вопрос: выбор поставщика SaaS-платформы. Здесь респондентам предлагалось выбрать между традиционными мега-игроками, поставщиками специализированных SaaS-решений, стартаповскими проектами и сервисными компаниями. Предпочтения компаний тут также вполне понятным образом зависят от размеров бизнеса: малые фирмы больше ориентированы на специализированные и новые решения, а корпорации хотят иметь дело с универсальными вендорами-гигантами. Наиболее важные критерии при выборе SaaS-поставщика следующие: скорость развертывания решения и простота интеграции (27%), приверженность поставщика идеям SaaS (18%), стоимость (14%), использование открытых стандартов (14%), репутация провайдера в плане обеспечения ИТ-безопасности и надежности в деловых отношениях. Известность бренда и уже имеющиеся отношения с вендорами имеют очень небольшое значение — соответственно 5 и 3%.