17 июля в Москве состоялась торжественная презентация, посвященная 110-летию с начала деятельности в России компании Philips, ведущей свою историю с 1891 г. и имеющей штаб-квартиру в Амстердаме (Нидерланды). Генеральный директор представительства Philips в России, Белоруссии, Украине и Казахстане Йоост Леефланг напомнил собравшимся, что в 1898 г. Россия впервые заказала для освещения Зимнего дворца 50 тыс. шт. ламп накаливания Philips. Это был очень крупный контракт. Особенно если учесть, что в то время заводы компании могли в год произвести не более 400 тыс. лампочек. Всего же в 1898 г. Россия заказала у Philips около 150 тыс. ламп накаливания. Ныне столько ламп Philips поставляет в Россию каждые шесть дней.
Состояние дел
Йоост Леефланг отметил, что в этом году главным событием в жизни компании Philips стало объединение двух её подразделений (“Бытовая техника” и “Бытовая электроника”) в одно (“Потребительские товары”). По итогам минувшего года оборот этого подразделения составил 13,33 млрд. евро. Ещё 6,7 млрд. евро принесло компании подразделение “Медицинские решения”. Вклад подразделения “Световые решения” – 6,1 млрд. евро. Всего же за минувший год выручка Philips, по данным компании, составила 26,793 млрд. евро. Небольшая разница между этой суммой и доходами трёх основных подразделений компании пришлась на прочие виды деятельности Philips, производственные мощности которой расположены в 28 странах. В нашей стране предприятий Philips пока нет, но, как осторожно говорит Йоост Леефланг, это вовсе не означает, что их не будет и в дальнейшем.
Обороты Philips в России, а также структура поставок и их динамика по традиции не разглашаются. Некоторый свет на ситуацию проливают лишь отчёты GfK, согласно которым по итогам 2007 г. Philips стал в нашей стране лидером по продажам ТВ-устройств с разрешением Full HD (ТВ высокой чёткости с разрешением 1920×1080 точек). По данным GfK, в нашей стране в этом сегменте Philips лидирует как в штучном (38,5%), так и в денежном (40,5%) выражении.
Как известно, недавно компания Philips заключила с гонконгской фирмой TPV Technology лицензионное соглашение, по которому той будет передано производство ЖК-мониторов Philips (сейчас им занимается ее подразделение IT Displays). По условиям соглашения, TPV будет производить, распространять, продвигать и продавать ЖК-мониторы Philips во всем мире, а также эксклюзивно использовать торговую марку голландской компании. Генеральный менеджер подразделения “Philips. Потребительские товары” в России Дмитрий Страшнов отмечает, что данная сделка никак не повлияет на каналы распространения ЖК-мониторов Philips в нашей стране и на условия их технической поддержки. “Изменения здесь возможны лишь в лучшую сторону”, — сказал г-н Страшнов.
Участники торжественной презентации живо интересовались, появится ли в нашей стране монобрендовый магазин Philips, в котором можно ознакомиться со всеми технологическими новинками компании. Ответ на этот вопрос был дан отрицательный. Дело в том, что спектр продукции Philips настолько широк, что речи не может идти даже о монобрендовой сервис-сети. Справедливости ради надо отметить, что некоторые товарные группы Philips (в основном из так называемой “мелочевки”) не обеспечены в нашей стране не только постгарантийной, но и гарантийной поддержкой. В ответ на данное замечание г-н Страшнов сообщил нам, что в этих ситуациях в течение гарантийного срока обмен товара, вышедшего из строя по вине компании-производителя, должен производить продавец. О случаях отказа продавцов от этой обязанности следует сообщать на единый номер службы техподдержки Philips, туда же можно обращаться и по другим вопросам.
Перспективы
Голландцы слывут едва ли не самым бережливым народом в Европе. Возможно, именно поэтому Philips огромное внимание уделяет энергосберегающим технологиям. “За последние сто лет внешний вид ламп практически не изменился, — говорит генеральный менеджер подразделения “Philips. Световые решения” в Восточной Европе и на Балканах Владимир Габриэлян. — Но их внутренняя начинка стала совсем другой. Энергосберегающие галогенные лампы Philips экономят 30–50% электроэнергии, а компактные люминесцентные лампы до 80%. К 2010 г. Philips планирует стать лидером рынка светодиодных источников света. C этой целью он уже приобрёл в 2005–2007 гг. шесть фирм, ведущих активные исследования в этой области: Lumileds, Bodine, Photonics, PLI, TIR и CK”.
Светотехнический рынок России Philips оценивает примерно в 650 млн. евро, а ежегодный рост этого рынка — приблизительно в 12%. Владимир Габриэлян отметил, что, несмотря на стремительный рост цен на электроэнергию, на 90% предприятий России в системах освещения используются неэффективные технологии 50–60-х годов прошлого столетия. Он также утверждает, что свыше 98% российских офисов оснащены люминесцентными лампами так называемой стандартной цветопередачи, которые запрещены к использованию в Европе. Кроме того, специалисты Philips считают, что системы освещения 60% российских городов неэффективны.
Значительный потенциал видит в России и подразделение Philips “Медицинские решения” (оно производит огромный спектр систем визуализации, клинических систем, решений для амбулаторного лечения и т. д.). В выступлении генерального менеджера этого подразделения в России Андрея Мишакина были упомянуты достаточно красноречивые факты. Так, по данным федеральной службы государственной статистики, в России растет заболеваемость населения. С 2000 по 2006 гг. этот рост составил 2,4%. При этом рост болезней сердца составил 52,5%, прирост осложнений беременности, родов и послеродового периода 20,8%, а прирост новообразований 15,7%. По данным Института социально-экологических проблем народонаселения, детская и материнская смертность в России в два-три раза превышает среднеевропейскую.
В то же время на финансирование здравоохранения в России выделяется менее 3% ВВП, тогда как Всемирная организация здравоохранения рекомендует выделять на медицину не менее 5–6%, а в США эта цифра составляет 12–13%. По расходам на здравоохранение наша страна занимает 75-е место в мире, а по показателям здоровья населения — 127-е. Повсеместно наблюдается нехватка квалифицированного персонала и по этой причине 50% нового оборудования используется неэффективно. Всё это может привести к тому, что к 2050 г. население России сократится со 143 млн. до 100 млн. человек
Но есть и положительные сдвиги. С 2006 г. сфера здравоохранения находится под пристальным вниманием правительства России. Предполагается, что в рамках национального проекта “Здравоохранение” ежегодно (как минимум, до 2010 г.) на медицинское диагностическое оборудование будет выделяться свыше 400 млн. евро. Планируется также, что к 2015 г. финансирование здравоохранения в России вырастет с нынешних 3% ВВП до 5%.
По мнению аналитиков Philips, до 2010 г. ежегодный рост российского рынка медицинского оборудования будет составлять более 15%. В итоге общий объём этого рынка может достичь 2,3 млрд. долл.