VoIP-решения для мобильных пользователей являются одним из наиболее перспективных направлений услуг для беспроводных сетей третьего поколения. Несмотря на осторожную реакцию операторов мобильной связи по отношению к подобным сервисам (за счет активного использования абонентами они снижают долю ARPU, полученную от голосового трафика), передача голоса через IP-каналы является вполне зрелой технологией, широко используемой с помощью так называемых “софтофонов”, версии которых существуют как для Symbian и Windows Mobile, так и для Linux и новой Android. О будущем мобильных VoIP-решений (Voice over Internet Protocol), развитии этого специфического рынка, рыночной нише специальных программ-агрегаторов Алекс Нерст, технический директор и один из основателей компании fring, рассказал научному редактору PC Week/RE Максиму Букину.
PC Week: Как можно оценить рынок ПО для мобильных терминалов в настоящее время?
Алекс Нерст: Полагаю, что он сейчас находится на этапе становления. На нем пытаются найти место крупные компании и “стартапы” со всего мира. Это мне напоминает ситуацию на рынке ПК до появления Windows — множество вариантов развития без явного доминирования какой-либо компании.
PC Week: В каких направлениях сегодня развиваются VoIP-сервисы?
А. Н.: У поставщиков решений мобильного VoIP есть несколько подходов. Некоторые компании сосредотачиваются на обеспечении дешевой связи и предлагают VoIP-сервис типа “call-back/call-through” или “end-to-end VoIP ” с тем, чтобы обеспечить недорогую голосовую связь для конечных и корпоративных пользователей. Обычно такие компании инсталлируют свои терминальные PLMN/PSTN-решения и получают прибыль за счет продажи времени соединения. Мы же используем более широкий интернет-подход и предоставляем VoIP как один из многочисленных интернет-сервисов, таких как службы мгновенных сообщений, передача файлов, социальные сети, показ местоположения пользователя, видеопоиск, работа с электронной почтой в режиме push e-mail и дополнительные интернет- и мобильные mashup-приложения, представленные сторонними разработчиками.
PC Week: Какие требования сегодня предъявляют пользователи к VoIP-клиенту?
А. Н.: Современные пользователи в разных странах предпочитают широкий спектр возможностей мобильного агрегатора услуг: в некоторых странах VoIP является самой используемой функцией, в других более популярен интернет-мессенджер. Таким образом, программа-агрегатор важна благодаря возможности для пользователя выбирать только необходимые приложения из списка — к примеру, пользователи Skype, MSN или ICQ могут найти эту программу-агрегатор полезной для себя, даже если они не используют все эти сервисы общения.
При этом производители расширяют базовые коммуникационные свойства: от интернет-мессенджера + VoIP к дополнительным средствам использования сети Интернет, таким как социальные сети, аудио- и видеопоиск, музыкальные и другие интернет-приложения и виджеты. Открытие fringAPI в прошлом месяце — шаг к предоставлению пользователям дополнительных возможностей работы в Интернете внутри fring-клиента.
PC Week: Какие услуги составят базовый комплект fring и как он будет расширяться?
А. Н.: На сегодняшний день существуют три основные услуги, предоставляемые fring: интегрированный лист контактов с индикацией присутствия собеседника в режиме online, интернет-мессенджер и VoIP. Все дополнительные функции являются приложениями типа “add-on”, предоставляемыми компанией-разработчиком и сторонними коллективами программистов. Так, интеграция социальных сетей во fring с помощью add-on-приложений будет осуществляться по примеру Facebook и Orkut: сторонние производители ПО будут осуществлять разработки в соответствии с их конкретным дизайном и логикой своих приложений на общей мобильной платформе.
PC Week: Каково отношение производителей мобильных терминалов и операторов сотовой связи к VoIP в мобильных терминалах? Многие из них, похоже, не готовы развивать подобные сервисы.
А. Н.: К счастью, ситуация постепенно меняется. Принимая во внимание, что fring не является VoIP-центричным продуктом, это скорее мобильная точка доступа к дополнительным возможностям Интернета, некоторые операторы мобильной связи рассматривают это ПО как платформу для реализации своих коммуникационных стратегий мобильного Интернета для частных пользователей. Отмечу, что на этом рынке весьма активно играют такие компании, как Nokia, Apple, Microsoft и Yahoo!. Кроме того, мы находимся в финальной стадии завершения дистрибьюторского соглашения с одним из ведущих вендоров по вопросу предустановки нашего ПО в его мобильные терминалы.
PC Week: Вы расширяете партнерские связи в России. В чем именно, кроме предоставления VoIP-клиента, заключается ваше сотрудничество, к примеру, с Golden Wi-Fi? Каким может быть потенциал подобных проектов?
А. Н.: В кооперации с любыми партнерами мы прежде всего рассчитываем на взаимную выгоду. Дело в том, что fring позволяет операторам инфраструктурных (3G, Wi-Fi) и аппликационных услуг (порталы, социальные сети) продвигать свои сервисы для мобильных пользователей на базе популярных свойств этого коммуникационного агрегатора. В случае с Wi-Fi-провайдерами такая выгода вполне очевидна, поскольку подобные решения являются хорошим поводом для интенсивного использования Wi-Fi на телефоне — у клиента появляется возможность связываться со своими друзьями с помощью быстрого беспроводного канала передачи данных. Это очень удобно.
PC Week: О каких значительных улучшениях вашей системы за последний год можно говорить? Введена ли, скажем, функция WISPr, которая позволит осуществлять автоматический роуминг в общественных сетях Wi-Fi без необходимости вводить данные пользователя при каждом подключении?
А. Н.: Да, мы анонсировали WISPr на fring для Symbian и Windows Mobile, и теперь наш продукт поддерживает автоматическое переключение между беспроводными сетями, такими как Golden Wi-Fi и обычная сотовая связь. Помимо этого в версии fring для Windows Mobile мы применяем так называемую функцию “подавления эха”, что позволяет нам повысить качество передачи голоса.
Отмечу, что в настоящее время для обеспечения связи во всем мире fring управляет восемью дата-центрами. Некоторые из них расположены в России для улучшения качества сервиса. Плюс к этому мы развиваем fring Add-on — это, по сути, первый этап реализации нашего подхода по расширению возможностей программы-агрегатора. Причем вместо того чтобы фокусироваться на продаже интернет-услуг нашим пользователям, мы хотим дать им свободу выбора тех дополнительных возможностей, которые им нравятся. Слово “store” (магазин) представляет идею открытого fringAPI в несколько неточном ракурсе. Ведь идея fringAPI — предоставить пользователям и веб-разработчикам свободу выбирать и предоставлять дополнительные услуги мобильного Интернета с помощью fring, а не покупать и продавать их. При этом создатели add-on-приложений могут монетизировать свои разработки любыми путями. Возможные примеры: add-on на основе платной подписки или с возможностью показа рекламы внутри этого приложения. Отмечу, что fring предоставляет свое API бесплатно, не ограничивает его коммерческое использование и не требует разделения доходов от разработчиков add-on.
PC Week: Как вы оцениваете перспективы использования fring в корпоративной среде?
А. Н.: В настоящее время мы не акцентируемся на бизнес-приложениях, поскольку наше основное направление — предоставление полезных услуг для конечных пользователей. Вместе с тем, по нашей статистике, мы видим рост числа пользователей fring среди клиентов сегмента SoHo (Small Office, Home Office), но пока мы не имеем достаточно информации об этом сегменте рынка.
PC Week: Спасибо за беседу.