С чем в первую очередь ассоциируется слово “аутсорсинг”? Чаще всего на ум приходят разработчики приложений из Индии, готовые трудиться лишь за малую толику того, во что обошлась бы такая разработка собственными силами. Или центры обслуживания потребителей, призванные оперативно отвечать на запросы клиентов, чтобы те, где бы они ни находились на нашей планете, испытывали полное удовлетворение от заказанного, купленного или возвращенного товара. Но чаще всего при слове “аутсорсинг” вспоминается утечка рабочих мест в другие страны. И ощущения при этом далеко не всегда приятные...
Приведенные выше примеры, конечно, весьма поверхностны, однако их нельзя назвать лишь плодом моего воображения. И время, и опыт научили меня как предпринимателя, что в некоторых случаях лучше доверить определенную работу кому-то другому. Такое случается, скажем, когда команде не достает необходимого опыта, а предприятию требуется расширить деятельность за пределы своих формальных границ.
По самой своей сути такое расширенное предприятие опирается на развивающуюся глобально-интеллектуальную экономику. Наладив разностороннее стратегическое партнерство так, чтобы оно как можно полнее способствовало развитию своих лучших отличительных особенностей, предприятие получает доступ к огромному распределенному пулу мировых ресурсов. А это, в свою очередь, предоставляет гораздо больше возможностей для сосредоточения своих усилий и внимания на ключевых инициативах и общем совершенствовании бизнес-стратегии.
Недавно мне довелось ближе познакомиться с одной областью, которая хотя и существует на протяжении десятилетий, но лишь сейчас привлекла мое внимание тем, насколько аутсорсинг способен расширить возможности и повысить потенциал роста любой организации. Я имею в виду компании, предоставляющие на коммерческой основе услуги по управлению разного рода ассоциациями, бесприбыльными организациями, институтами и т. д. А ведь именно эти структуры, зачастую опирающиеся исключительно на поддержку филантропов, образовательных учреждений, социальных программ, систем профессиональной подготовки и поддержки здравоохранения, острее всего нуждается в альтернативных подходах. Передав вопросы управления и администрирования в другие руки, такие ассоциации смогут сфокусироваться на самом главном — своем уставе, приоритетах и членах.
Сегодняшний до предела динамичный и глобализированный рынок буквально заставляет любую организацию выходить за привычные рамки ради конкурентоспособности. Ни одна компания не может быть свободна от влияния глобализации со всеми ее достоинствами и сложностями. Так что бизнесу остается лишь развивать свои способности к постоянной адаптации. Ведь в мировой экономике всё меняется: рынки, конкуренция, цепочки поставок и круг потребителей. Кроме того, если организация собирается с целью сохранения высокой конкурентоспособности использовать распределенный по всему миру пул технических и интеллектуальных ресурсов, ей просто необходимо осваивать новые рынки и привлекать к своей деятельности стратегических партнеров глобального масштаба.
Такое новое мышление называют еще экономикой знаний. И я убежден, что понятия “глобальный аутсорсинг” и “экономика знаний” эквивалентны. Экономика данного типа опирается на способность открывать и применять новые знания, где бы они ни зарождались. А чтобы успешно находить, использовать и развивать полученные знания, организация должна превратиться в расширенное предприятие, создав своеобразную сеть формирования добавленной стоимости.
В подобных сетях стратегические партнеры поднимают свой индивидуальный уровень до мирового и тесно координируют работу между собой. Благодаря этому они получают возможность постоянно совершенствовать свои предложения, выходить на рынки в корне обновленной или совершенно новой продукции. Вот только подобные взаимоотношения требуют абсолютно иной конфигурации процессов и технологий, равно как и нетрадиционных подходов к управлению. Нужно развертывать процессы управления расширенным предприятием, пересматривать организационную структуру с целью упрощения цепочки принятия решений в “матричной” среде, учиться автоматизировать вспомогательные процессы как внутри организации, так и за ее стенами.
Те, кто сумеет “сделать это правильно”, могут добиться замечательного успеха. А начинать стоит с осознания стратегических перспектив глобального масштаба, которые открываются благодаря концентрации усилий на необходимых для глобализации элементах. А осознав эти перспективы, компании смогут принимать более обоснованные решения относительно аутсорсинга и эффективного управления результатами своей работы.
А вы готовы стать на этот путь к успеху?