В течение последнего года компания IDS Scheer, один из ведущих игроков рынка средств BPM (Business Process Management), провела в Западной Европе и в России ряд исследований, в которых изучала практику применения BPM-решений корпоративными клиентами, и недавно представила результаты.
Но прежде чем перейти к их обсуждению, напомним, что термин BPM появился в середине 90-х годов применительно к новой на тот момент концепции процессно-ориентированного управления предприятием, которая тогда позиционировалась как более эффективная альтернатива традиционной иерархически-функциональной схеме функционирования компании в динамично развивающейся ситуации на рынке. Примечательно, что поначалу BPM в общем-то не рассматривалась в связке с информационными технологиями: ИТ в этом управленческом подходе присутствовали исключительно в качестве вспомогательных инструментов для построения модели предприятия без особой привязки к имеющимся на нем компьютерным системам. Лишь в начале нынешнего десятилетия понятие BPM проникло в ИТ-сферу и стало обозначением, по сути, одного из ключевых концептуально-технологических направлений развития ИТ.
Говоря о причинах интереса к ИТ-аспектам BPM, нужно в первую очередь сказать о росте популярности данной управленческой концепции, которая все шире стала применяться на различных уровнях функционирования компании (от топ-менеджмента до реализации простейших деловых операций). Конечно, объективной основой является желание повысить эффективность работы и управляемость. Но другим важным (субъективным) моментом стало то, что реализация идей BPM стала возможной только при широкой поддержке со стороны ИТ-отдела. Более того, BPM из сугубо управленческой концепции превратилась в архитектурно-технологический подход к разработке и развитию корпоративных информационных систем и сегодня рассматривается в увязке с такими методологиями и технологиями, как сервисно-ориентированная архитектура, управление эффективностью бизнеса, “софт как сервис”. Фактически эта метаморфоза BPM за последнее десятилетие наглядно отражает общую тенденцию по усилению взаимосвязи бизнеса и ИТ.
Ситуация и тенденции в Европе
Опрос, проведенный IDS Scheer и PAC (Pierre Audoin Consultants) в прошлом году в компаниях немецкоговорящих стран Европы (Германия, Австрия и Швейцария), свидетельствует о том, что концепцию BPM в той или иной форме используют около 80% респондентов. В качестве ключевых бизнес-процессов участники исследования отметили маркетинг, продажи, управление заказами на обслуживание, поддержку клиентов, разработку новых продуктов и производство. Меньшие приоритеты имеют процессы закупок, логистики, управления персоналом и контроллинга. В целом более 40% заявили, что их ожидания от BPM полностью оправдались; только 10% компаний считают, что пока не получили отдачи от процессного подхода. В качестве ключевого фактора успешного перехода к процессному управлению подавляющее большинство отметило необходимость поддержки со стороны высшего руководства, а наилучший вариант — когда топ-менеджеры, владельцы бизнес-процессов и ИТ-управляющие работают над внедрением процессно-ориентированной модели совместно.
Важным моментом является использование специализированных BPM-инструментов — данный тезис подтвердили 84% участников опроса. Правда, при этом оказалось, что 23% компаний обходятся без BPM-средств, но их количество быстро сокращается — годом ранее таковых было 42%. Более половины респондентов сообщили, что применяют в своей работе продукт ARIS компании IDS Scheer, в том числе 34% имеют дело только с этим средством. А 21% ответили, что используют какой-либо инструмент другого поставщика.
Что же касается дальнейшего внедрения процессного управления в деятельность компании, то тут европейцы наиболее приоритетной задачей считают анализ бизнес-процессов. На это указали 65% отвечавших на вопрос о планировании инвестиций в развитие управления процессами (рис. 1). Это говорит о том, что компании Старого Света переходят ко второму этапу использования модели BPM, когда речь идет о повышении эффективности уже реализованных процессов. В то же время многих (57%) еще интересуют вопросы формального описания процессов. Более половины респондентов отметили, что совершенствование бизнес-процессов напрямую связано с необходимостью широкого использования средств бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI).
Четвертую позицию в приоритетах компаний (38%) занимает внедрение сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) – а это означает, что ИТ-инфраструктура предприятия должна соответствовать процессно-ориентированной модели функционирования организации и быстро реагировать на изменяющиеся потребности бизнеса. Важны также вопросы соответствия требованиям законодательства разных стран и проблемы, связанные с управлением цепочками поставок (SCM).
Что происходит в России
Данные об использовании BPM в нашей стране получены на основе анкетирования участников форума ARIS, проведенного в конце 2007 г. в Москве, и посетителей стенда IDS Scheer на московской же выставке Docflow ‘2008 в нынешнем мае. Вполне логично предположить, что в первом случае речь идет о специализированном мероприятии, в котором приняли участие более “продвинутые” заказчики, и потому сведения с Docflow дают более общую картину.
Прежде всего нужно отметить, что почти 70% посетителей Docflow заявляют, что имеют практический опыт работы с процессами, в том числе 19% отнесли себя к категории экспертов в этом вопросе. Об отсутствии подготовки в данной сфере сообщили лишь 4% респондентов. Таким образом, даже делая поправку на специфику выборки, можно говорить, что в плане подготовки специалистов в области BPM наметился кардинальный сдвиг (всего несколько лет назад само понятие “бизнес-процессы” было малознакомым для большинства отечественных менеджеров).
Организаторы опроса на Docflow не уточнили, какой процент отечественных компаний использует BPM-средства, но даже информация о применяемых продуктах говорит о том, что российские предприятия находятся скорее в начальной стадии освоения процессно-ориентированной модели управления и их основные задачи сегодня связаны с описанием бизнес-процессов (рис. 2).
Наиболее широко используемый для этого инструмент – MS Visio, о нем упомянули 80,8% опрошенных. С другими приложениями MS Office (Word, Excel, PowerPoint) имеют дело 38,5% респондентов. Лишь 19,2% применяют в той или иной мере профессиональную платформу ARIS, а 15,4% сообщили, что используют какие-то иные средства.
Вопрос об описании бизнес-процессов для посетителей Docflow был сформулирован и несколько иначе: в каком виде это делается? Подавляющее большинство сообщили о графическом представлении подобной информации (88%), многие применяют табличные формы (42%), но в то же время более половины (52%) используют обычный неструктурированный текст.
При этом 46% респондентов отметили, что в их компаниях применяется устоявшая методика описания бизнес-процессов, в то время как остальные сказали, что общего подхода к подобному описанию в их организации нет. Чаще всего оно выполняется при внедрении информационных систем (77%). Вторая по популярности цель – регламентация деятельности компании (73%), затем идут задачи совершенствования бизнес-процессов (65%), на четвертом месте с заметным отставанием – сертификация предприятия по стандартам ISO (38%).
По вполне понятным причинам опрос участников форума ARIS ‘2007 показал более высокий процент использования платформы ARIS (28%), хотя это тоже заметно ниже европейских показателей. Основная цель ее применения –управление бизнес-процессами и их моделирование (93,5%), далее идут процессно-ориентированное внедрение информационных систем (50%) и управление эффективностью бизнес-процессов (47,2%).
В целом же анкетирование на форуме выявило, что наиболее актуальными темами в общем спектре BPM-проблем для российских компаний являются описание бизнес-процессов (73%), их совершенствование (50%) и реинжиниринг (50%), использование систем автоматизации (50%) и контроллинг бизнес-процессов (38%).
Где мы находимся?
Для оценки уровня зрелости процессного управления в организациях аналитическая компания Gartner предлагает следующую шкалу.
- Понимание неэффективности операций (Acnowledge Operations Inefficiency).
- Знание процессов (Process Aware).
- Внутрипроцессная автоматизация и контроль (Intraprocess Automation and Control).
- Межпроцессная автоматизация и контроль (Interprocess Automation and Control).
- Управление цепочкой добавленной стоимости (Enterprise Valuation Control).
- Адаптивная структура бизнеса (Agile Business Structure).
По мнению экспертов из IDS Scheer, большинство российских компаний сейчас находится на первом или втором уровне зрелости. Об этом говорят и данные проведенных опросов. Однако эти же сведения свидетельствуют о том, что в нашей стране видна отчетливая тенденция, свидетельствующая о повышении интереса к использованию процессно-ориентированного управления, в том числе с использованием BPM-инструментов. При этом специалисты в области BPM отмечают, что активность компаний в области внедрения процессного подхода в весьма значительной степени зависит от отрасли -- передовыми тут являются банковский, энергетический и телекоммуникационный сектора российской экономики.