Технофанатам, любителям интернет-пейджеров и бизнес-пользователям наконец-то повезло — компания “Скай Линк”, оператор мобильной связи, обеспечила мобильным Интернетом пассажиров московского VIP-такси “Важная персона”.
С середины августа, когда система вступила в “боевую” эксплуатацию, мобильным доступом в сеть Интернет оборудованы уже сто автомобилей такси (уточнить, есть ли мобильный Интернет в той или иной машине, можно будет у диспетчера при заказе). Интересно, что все время поездки пассажирам (как абонентам “Скай Линк”, так и пользователям услуг других операторов связи) предоставляется безлимитный интернет-доступ по протоколу EV-DO Re.0 без ограничений по объему трафика.
Пользоваться мобильным Интернетом могут одновременно несколько пассажиров одной машины (чаще всего 2--3 человека) — скорости канала (обычно это 600--700 кб/с) хватит для просмотра Web-сайтов, работы с электронной почтой, ICQ и Skype, причем все это — в движении, непосредственно во время поездки. Отметим, что система для связи с сетью Интернет предельно проста и может быть установлена в любом автомобиле — высокоскоростной мобильный доступ в Интернет организован с помощью “гибридного” EV-DO-маршрутизатора Huawei EC506 c поддержкой протокола Wi-Fi, установленного в технологическом отсеке багажника машины. Само устройство снабжено внешней антенной, которую можно ориентировать в разные стороны, и хорошо “пробивает” различные преграды, даже железобетонные стены, поэтому обеспечивает устойчивую связь с компьютерами по Wi-Fi-каналу на дальности порядка 20—25 м.
Питание роутера осуществляется от бортовой сети автомобиля, для улучшения приема на крышу или багажник машины установлена дополнительная антенна. При этом подключение к Интернету EV-DO в такси может осуществляться с любых устройств, поддерживающих Wi-Fi: ноутбуков, нетбуков, смарфонов и коммуникаторов, мобильных телефонов, игровых приставок и т. д.
К слову, при необходимых технических навыках такой гибридный хотспот допускается использовать и как телефонную точку доступа — есть телефонный интерфейс для подключения многофункционального АТА-устройства, с помощью которого можно выходить в VoIP-сети. Правда, трубки при этом должны “уметь” подключаться к VoIP-сервису (скажем, Skype или SipNet) самостоятельно, поскольку установить клиентское ПО в маршрутизатор нельзя.
Вместе с этим мобильный Интернет от “Скай Линка” является основным транспортом для POS-терминалов, установленных в автомобилях, — они могут обслужить пластиковые карты всех основных систем.
Подобные “интернет-такси” наглядно демонстрируют положительные стороны высокоскоростного мобильного Интернета, которым можно комфортно пользоваться во время движения автомобиля, не теряя времени в поездке. По информации Николая Чураева, директора по маркетингу ЗАО “Скай Линк”, подобные пилотные проекты с таксомоторными фирмами были осуществлены в Калуге, Санкт-Петербурге и Москве, но в “боевом” режиме запущен пока только проект в столице.
В целом подобный сервис вполне ожидаем и будет полезным дополнением для бизнес-пользователей, которым не хочется доставать свой мобильный модем для выхода в сеть Интернет. Учитывая весьма протяженные столичные пробки (в середине дня город просто стоит), возможность вести деловую переписку из салона такси является крайне позитивным моментом для тех людей, которым важно быть постоянно на связи. При этом безлимитный доступ без дополнительной оплаты, скорее всего, вполне оправдан — при среднем времени поездки из удаленного района города в аэропорт в час-полтора (с учетом пробок), значительное количество трафика клиент не загрузит. Учитывая тот факт, что “Важная персона” работает в высоком ценовом сегменте (2 тыс. руб. за трансферт в аэропорт и 30 руб./км для поездок по городу) и небольшую стоимость трафика в Москве, расходы на мобильный Интернет для автотранспортного предприятия вряд ли будут большими, зато есть возможность выделиться за счет уникальной пока услуги.
В любом случае, этот проект позволит “Скай Линку” увеличить узнаваемость своего бренда и, возможно, число потенциальных клиентов. Единственная проблема, которая может возникнуть в этом проекте — временная неработоспособность роутера, что обычно “лечится” перезагрузкой устройства. Будут ли помнить об этом водители — большой вопрос.