Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор) усилила контроль над использованием радиочастот в зоне грузино-осетинского конфликта. Об этом сообщил министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев в Центре радиоконтроля в Центральном федеральном округе.
“В ситуации обострения конфликта начал действовать план применения сил и средств радиконтроля в Южном федеральном округе, — отметил г-н Щеголев. — Данные меры предусматривают круглосуточный режим работы радиочастотного центра, работу мобильных подвижных станций помимо традиционного стационарного контроля”.
Подобные радиочастотные центры способны выявлять в автоматическом режиме различные виды нарушений, в том числе несанкционированное вещание, помехи в работе российского частотного спектра, используемого как в работе телевидения, радио, мобильной связи, так и для движения воздушных судов. При этом Игорь Щеголев признал, что с начала конфликта нарушений, требующих вмешательства и серьезной реакции российского ведомства, пока не выявлено.
Министр сообщил, что сейчас структуры Минкомсвязи РФ во взаимодействии с операторами связи выполняют гуманитарную функцию восстановления системы связи в Южной Осетии, в том числе в пунктах для беженцев. В республике также ведутся работы по восстановлению теле- и радиовещания, однако работа телевидения пока осложнена из-за отсутствия достаточного энергопитания, а радиовещательный центр работает на слабом передатчике.
Между тем сегодня требуется не столько эксплуатационный мониторинг средств радиосвязи в зоне конфликта, сколько стратегический. Многие независимые военные эксперты отмечали, что грузинская армия, подготовленная, обученная и экипированная по стандартам НАТО, превосходила российские войсковые подразделения по оснащению радиоэлектронным оборудованием, включая средства связи, навигации и радиоразведки.
Полноценное использование современных средств связи и информационных технологий позволило бы улучшить управление частями в зоне боевых действий, ускорить принятие решений и снизить потери личного состава, военной техники и армейского имущества. Во всяком случае, позволило бы почти наверняка избежать известных казусов с ранением командира 58-ой армии и группы журналистов, освещавших проведение войсковых операций.
Судя по сюжетам телевизионных репортажей с места событий, до мотострелковых и танковых подразделений так и не дошли даже средства связи тактического звена управления серии “Арбалет”, разработанные отечественной промышленностью средств связи (ПСС) в конце 80-х годов. Многие предприятия ПСС активно демонстрировали их на всевозможных выставках в годы перестройки в надежде на получение государственных заказов.
Но финансирование армии снижалось год от года и когда-то вполне конкурентоспособная техника военной радиосвязи четвертого поколения, на создание которой были затрачены немалые ресурсы, так и осталась невостребованной основным заказчиком. В итоге и армия оказалась слабо оснащенной, и предприятия отрасли, ориентированные на выполнение военных поставок, оказались на грани разорения.
Не изменилось положение и сейчас: в 2007-м вооруженные силы РФ получили от отечественной ПСС всего лишь около 4,7 тыс. радиостанций, комплексов засекречивания для аппаратуры связи и других изделий спецтехники (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=109415). Для миллионной армии четыре тысячи радиостанций в год — это капля в море!
То же самое относится к средствам радионавигации: система ГЛОНАСС по всем отчетам создана и функционирует (хоть и не в полном объеме), а куда делись реальные навигационные приемники, непонятно. За прошлый год было произведено 20 тыс. приборов для государственных потребителей ГЛОНАСС, а в этом будет выпущено около 100 тыс. устройств, утверждал Юрий Борисов, заместитель главы Роспрома на выставке “Связь-Экспокомм” в мае текущего года (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=109984)). То, что они стояли на танках и БТР в зоне конфликта, представляется маловероятным. То, что они были доступны личному составу в частях, выглядит почти фантастикой.
Таким образом, сегодня на повестке дня остро стоят вопросы анализа и сопоставления как тактико-технических характеристик отечественных и зарубежных военных средств связи, навигационных устройств, АСУ, средств радиоразведки, так и уровеня оснащения ими российских силовых структур.