Как известно, в 20-х числах сентября все операторы “Большой тройки” объявят о том, что они будут участвовать в продажах iPhone 3G в России. Таким образом, несмотря на “эксклюзивные прогнозы” некоторых аналитиков о том, что приход новинки Apple состоится на отечественный рынок никак не ранее I квартала 2009 г., он случится уже осенью. В основном это связано с желанием российских операторов связи начать массированную кампанию по переводу абонентов в почти готовые сети третьего поколения. А iPhone, как вполне приятный и перспективный мобильный терминал, подходит для этого, по их мнению, наилучшим образом.
Причем в целом по своим потребительским свойствам iPhone ничем особенным не отличается от новых коммуникаторов под управлением Windows Mobile или Symbian таких производителей, как Nokia, HTC, Samsung и т. д. В настоящий момент у Apple есть всего один тип мобильного устройства в двух вариантах исполнения: для сетей 2—2,5G (его производство постепенно сворачивается, а торговые точки продают остатки) и для сетей 3G (в двух вариантах исполнения — с внутренней памятью в 8 и 16 Гб). При этом в коммуникаторах нет слотов для популярных форматов карт памяти, гладкая синхронизация устройства происходит только с компьютерами типа Macintosh (хотя с IBM PC она тоже предусмотрена), а для покупки музыки и приложений (надо отметить, весьма недешевых) приходится использовать только интернет-магазины iTunes (для звуковых композиций и видеороликов) и Apple Store (для ПО), оплачивая и потребленный трафик своему оператору сотовой связи. При этом устройство не имеет QWERTY-клавиатуры (пользователи обходятся только виртуальной), что критично для бизнес-пользователей, которым требуется быстрый ввод информации.
В целом iPhone по своим возможностям — вполне средний терминал, в котором, к слову, замечены некоторые аппаратно-программные проблемы. Его козырные карты — совершенно уникальный дизайн, грамотно проработанный интерфейс пользователя (управление может осуществляться буквально касанием пальцев) и разнообразие хорошо реализованного ПО. В остальном это самый обычный смартфон, работающий в сетях GSM и UMTS, обладающий встроенным GPS-модулем (импорт карт — из Google Maps), а также более мощной видеокамерой, позволяющей производить видеозапись.
К слову, одна из основных особенностей как старого, так и нового iPhone — это значительное число виджетов — специальных интернет-приложений, которые получают всю без исключения информацию, необходимую для своей работы, только из Интернета (к примеру, прогноз погоды, курс валют и т. д.). Небольшие по размеру программы-клиенты устанавливаются в память устройства, но обеспечивают оператору стабильный интернет-трафик в день. Причем непосвященный пользователь даже не знает, какой объем данных он потребляет ежедневно. Учитывая тот факт, что на некоторых тарифах операторов “Большой тройки” округление каждой сессии может достигать не 1—2 Кб, а все 10 и даже 50, сумма счетов за мобильный Интернет даже при нахождении в домашней зоне может быть значительна. При нахождении же в роуминге у iPhone, в отличие, скажем, от коммуникаторов под управлением Windows Mobile, недостаточно только заблокировать, допустим, передачу данных по беспроводной сети из коммуникационного центра управления беспроводными протоколами данных — программы будут игнорировать этот запрет и инициировать интернет-сессии по своему расписанию. В таком случае необходимо принудительно изменить точку интернет-доступа: либо удалить веб-адрес, либо написать его неправильно. В противном случае за неделю пребывания в Европе или США стоимость роуминга может составить несколько тысяч долларов, учитывая, что округление роуминговых сессий происходит по 50—100 Кб и прерывается раз в несколько минут.
Интересно, что Россия — достаточно экзотическая страна для продаж цифровой техники. Как мы неоднократно писали, у нас, к сожалению, не действуют правила Европы или США, где старый абонент для оператора сотовой связи является наилучшим клиентом. Отечественные операторы связи не смогли или не захотели создавать собственные салоны по продаже цифровой техники (неудачный опыт АФК “Система” с сетью “Точка” не в счет — этот проект не имел четкой рыночной стратегии), в своих тарифных предложениях они до сих пор ориентируются на привлечение новых абонентов, весьма посредственно развивая бонусные программы и после неудачных опытов компании МТС реализовать терминалы производства “Ситроникс” под своей торговой маркой совершенно не экспериментируя (исключением тут является разве что “Скай Линк”) с продажей оборудования. Таким образом, в настоящий момент, операторы сотовой связи будут вынуждены выбрать для продвижения iPhone торговые сети по продаже цифровой техники (“Евросеть”, “Связной”, “Цифроград”, “Диксис” и т. д.), которые обладают подготовленным персоналом и широкой сетью салонов связи. Именно через них и будет реализовываться основная масса устройств iPhone 3G с пакетом из услуг и предустановленных сервисов от того или иного оператора связи.
Учитывая, что “привязывать” терминалы к сети того или иного оператора связи совершенно бессмысленно (количество электронных рынков, на которых народные “умельцы” снимают блокировку с телефонов за 5—10 мин и 300 руб. крайне велико, особенно в городах-миллионниках), операторы наконец-то практически впервые в своей истории будут вынуждены разрабатывать долгосрочную программу взаимодействия со своими абонентами. И речь здесь не столько о тарифных предложениях, хотя скидки и бонусы для владельцев таких аппаратов (как, впрочем, и других) должны быть значимы, а о наборе полноценно развитых контент-сервисов, пакетов интернет-трафика, голосовых минут и SMS, а также дополнительных информационно-развлекательных сервисов с прозрачной тарификацией (к примеру, оплата только успешной загрузки медиа-элемента), качественной реализацией и адекватным содержанием. Главное, чтобы абонентам было удобно взаимодействовать именно с этим оператором связи на протяжении длительного периода времени.
Одними штрафами за расторжение долгосрочных контрактов обойтись уже не получится. Очень может быть, что наибольшие продажи iPhone 3G обеспечат не новые пользователи, а уже состоявшиеся абоненты — именно их оператору надо будет постепенно переводить в сети 3G, которые уже строятся в регионах России, а в Москве будут готовы к 2009 г.
Реализация новых iPhone будет происходить скорее всего в двух основных вариантах —за полную стоимость (но с пакетом ПО от того или иного оператора сотовой связи или по льготному потребительскому кредиту с рассрочкой платежа на 1–2 года: проценты по кредиту будут минимальны либо их будет дотировать оператор связи. В первом случае стоимость терминала будет находиться в пределах 23—25 тыс. руб., во втором — около 6—7 тыс. руб. в качестве “входного билета” и подписка на специальный ТП со стоимостью 500–1000 руб. сроком на 1,5—2 года. В целом ничего нового по отношению к другим странам мира здесь нет, кроме конечных цен — к примеру, iPhone 3G без обязательств можно купить в Италии за 15—16 тыс. руб. (русская прошивка клавиатуры — в комплекте), поэтому приобретать iPhone в России будут только те пользователи, которые не могут попасть в те страны Европы, где iPhone продается без привязки к тому или иному провайдеру мобильных услуг. О дотациях же со стороны операторов связи или торговых сетей по продаже цифрового оборудования говорить пока сложно — этот механизм в России еще крайне слабо проработан. Для корпоративных пользователей, которым интересны большие объемы поставок со специальным пакетом предустановленного ПО цены, разумеется, будут другими.
Цифры продаж iPhone 3G, которые заявляются операторами связи в неформальных разговорах (порядка 3—3,5 млн. устройств в год), конечно, совершенно нереальны даже при стоимости в 200—300 долл. за устройство с постоянным контрактом на один-два года, поскольку для локального российского рынка это означало бы захват доли порядка 10%. Обратите внимание, что в мировом масштабе рыночная доля компании Apple остается крайне нестабильной и практически незаметна на общем фоне. Значима она только при подсчете “умных” мобильных терминалов (правда, пока свежих данных об этом специфическом сегменте аналитики не представили). Естественно, что прямые конкуренты, включая компанию RIM, реализующую устройства BlackBerry, вряд ли будут находиться в пассивном ожидании — уже сейчас на российском рынке представлены и продаются разнообразные “убийцы iPhone”.
Вместе с тем, официальные поставки iPhone в Россию скорее всего очень быстро подавят “чемоданный” бизнес некоторых локальных компаний по продаже цифровой техники, которые реализуют аппараты с американского рынка после их “взлома” за 35—40 тыс. руб.