Один из крупнейших инвесторов Yahoo Эрик Джексон полагает, что в сделке с Microsoft сделаны еще не все ходы, и ожидает от софтверного гиганта нового предложения о слиянии в будущем году, поскольку корпорация очень нуждается в онлайн-услугах.
Теперь, когда ежегодное собрание акционеров позади, самое время спросить: какое будущее ожидает Yahoo и ее настроенное по-боевому руководство? Главный управляющий и соучредитель компании Джерри Ян, конечно, скажет, что перспективы самые замечательные, так как компания "предлагает полную Web-платформу, которой нет равных".
Ответ председателя правления Роя Бостока будет типичным для руководителя его уровня: "Мы нацелены следовать нашей стратегии, продолжая строить дальше нашу великую компанию. В прошлом году Yahoo достигла значительных успехов в реализации своей стратегии, продемонстрировав прекрасные результаты, особенно в свете сложных обстоятельств последних шести месяцев".
Но спросите Эрика Джексона, президента Ironfire Capital, одного из крупнейших инвесторов Yahoo, в портфеле которого около 3,2 млн. акций компании, и вы услышите совсем другое мнение. "Компания нуждается в кардинальных переменах, если она намерена улучшить свои показатели и поднять цену акций. В данный момент Yahoo слишком разрослась. Нужно сократить штат, сосредоточиться на главных направлениях и продать некоторые дочерние фирмы, неприносящие прибыли, — поделился своим мнением Джексон после собрания. — Но это лишь один из шагов в возрождении компании".
Руководителям Yahoo следует обратиться к прошлому, считает Джексон, и перечитать "меморандум арахисового масла", написанный старшим вице-президентом Брэдом Гарлингхаузом в ноябре 2006 г. Например, там есть такой отрывок: "Я слышал, что нашу стратегию называют намазыванием арахисового масла на мириады возможностей, которые продолжают рождаться в мире онлайн. Результат: тонкий слой инвестиций, распределенных среди всех направлений нашей деятельности. Но получается, что мы не нацелены ни на что конкретное. Я не выношу арахисового масла. И всем вам его не советую".
"Это сказано почти два года назад, но не потеряло актуальности и сегодня, — сказал Джексон. — Хотя топ-менеджеры Yahoo кое-что делают, но большая часть этой критики всё еще справедлива. Потребуется много работы, чтобы снова встать на рельсы, и придется заменить руководство, желательно пригласив кого-то со стороны".
Джексон, Гарлингхауз и инвестор-миллиардер Карл Айкан (главный двигатель неудавшейся сделки Microsoft) не единственные, кто считает, что Yahoo нуждается в больших переменах, чтобы вернуть былую славу, когда ее акции котировались на уровне 80–100 долл. Однако в этом году компания не сумела получить достаточную поддержку акционеров для полной смены правления и главного управляющего.
Через несколько недель Айкан сменит уходящего члена правления Бобби Котика, и примерно в то же время будет решаться вопрос еще о двух местах в правлении. В течение будущего года новому составу правления из 11 человек нужно будет пересмотреть фокусировку компании, критически оценить размер штата и решить, как позиционировать некоторые продукты (или отказаться от них), чтобы они не конкурировали друг с другом на рынке.
Ожидать ли новой попытки поглощения со стороны Microsoft?
Если верить Джексону, то следует также подготовиться к возможной новой атаке Microsoft: "Мы перестарались в своей игре с Microsoft. Ведь это была бы роскошная сделка для акционеров и для компании. Нам следовало согласиться при 31 долл. за акцию, т. е. около 47 млрд. долл. наличными. Конечно, правление не согласно со мной, но это меня не удивляет. Они думают, что тактика "ядовитой таблетки" – хорошая идея. Но я не считаю, что всё кончено. Возможно, Microsoft сделает второй заход в будущем году. Всё дело в слабости ее подразделения Online Services. Взгляните на их показатели в последнем квартале, и станет ясно, что они всё больше отстают. Бизнес для ПК также замедляется. Yahoo поможет решить обе проблемы".
Хотя Microsoft вот уже 12 лет пытается пробиться сама, нанимая всё больше инженеров, ей никак не удается догнать Google, говорит Джексон. Он добавил еще одну, анекдотичную причину своего мнения: "Вплоть до последнего времени я никогда не использовал поисковую систему Microsoft, но когда решил ее испробовать, то вдруг осознал, что не знаю адреса. Я попробовал адрес "Microsoft.com", но единственная панель поиска могла помочь мне найти внутренние каталоги MSFT. Тут я вспомнил, что видел какую-то рекламу относительно "Live Search", и ввел адрес "Livesearch.com". Это был какой-то спамовый сайт. Под конец я попробовал "Live.com", но результаты были не лучше. Я никогда больше туда не зайду. Когда я захочу искать, то использую сайты Google или Yahoo, я знаю, как на них войти".
Простота творит чудеса
В Интернете простота — это всё. Yahoo и Google до предела упростили поиск в Web и уходят всё дальше в отрыв от соперников.
Yahoo заявляет, что в любой момент около 12% всех подключенных к Интернету пользователей находятся на ее поисковой странице. Как можно это сосчитать — остается выше моего понимания, но именно эту цифру называют рекламщики компании потенциальным рекламодателям.
Конечно, компания остается медиа-гигантом, с которым нужно считаться. Но, по общим отзывам, ожидается, что 2009-й будет критическим годом для Яна, Бостока, президента Сью Декер и других, если они хотят улучшить продукты, услуги и повысить прибыль и цену акций. Могут ли они это сделать? Конечно. Сделают ли они это? Вопрос для всех.
Если компания не выправит своих показателей, то у Джексона, Айкана и других несогласных будет еще один год, чтобы лучше зарядить свои орудия, когда придет время нового залпа во время выборов высшего руководства в августе следующего года. Держу пари, что они не дадут себя провести в очередной раз.