Ну вот мы и стали очевидцами появления очередного участника “войны браузеров”. И если когда-то в Интернете между собой боролись в основном такие динозавры, как Netscape Navigator и Internet Explorer, то сегодня число известных, и не очень, браузеров уже приблизилось к дюжине (WorldWideWeb, Erwise, ViolaWWW, Mosaic, Netscape Navigator, Netscape Communicator, Internet Explorer, Opera, Mozilla Application Suite, Mozilla Firefox, Safari). Хоть основная доля рынка находиться в руках корпорации Microsoft с ее Internet Exporer, все же в последние несколько лет этого гиганта начали теснить младшие братья — Opera и Mozilla. После того как сторонники новых браузеров заняли определенную долю рынка, экспонентный рост их числа несколько замедлился. Причиной этого является стратегия Microsoft, предусматривающая бесплатную раздачу (а точнее, навязывание) браузера компании вместе с операционной системой Windows, да и пользователи неохотно расстаются с привычными инструментами. Но сам рынок браузеров, очевидно, превратился в лакомый кусок, если на него обращают свои взоры такие известные в других областях лидеры, как компания Google, которая при поддержке массовой рекламы вывела 2 сентября на рынок собственный браузер Google Chrome. Вот о нем-то мы сегодня и поговорим.
По данным NetApplications за июнь 2008 г., рынок браузеров выглядел следующим образом: Internet Explorer — 73%, Mozilla Firefox — 19%, Safari — 6%, Netscape — 0,7%, Opera — 0,7%.
Вообще, появление бета-версии нового браузера именно в этот период заставляет задуматься. С одной стороны, рынок находится в ожидании очередной, восьмой версии Internet Explorer, выпуск окончательной версии которого намечен на конец 2008 г., причем, вторая бета-версия IE вышла совсем недавно, в конце августа. С другой стороны, доля финансируемого Google браузера Mozilla Firefox на рынке только растет и именно за счет вытеснения браузера Microsoft. Тенденции по вытеснению IE особенно усилились после релиза третьей версии Firefox в июне нынешнего года. При этом стоит отметить, что Google и Mozilla Foundation договорились о продлении финансирования проекта Mozilla Firefox до 2011 г. Таким образом, Google фактически вышла на рынок с двумя независимыми продуктами, что само по себе, с учетом уже занятой Firefox’ом доли, может гарантировать усиление влияния Google на этом рынке. Казалось бы, какой может быть интерес у лидера контекстной рекламы на рынке браузеров? Всё очень просто: владея собственным браузером, можно с легкостью отслеживать и контролировать интересы пользователей. И если в IE 8 анонсируется возможность отключения сбора данных о пользователе, то в примечании о конфиденциальности к аннотации Chrome говориться, что браузер периодически отправляет на сервер Google стандартную информацию журнала, включая IP пользователя и сookie (правда, cookie можно и отключать с помощью функции Incognito).
Помимо этого в перечне информации, передаваемой Google, есть URL-адреса сайтов, уникальный номер браузера, язык версии, данные о сбоях и т. п. На жестком диске пользователя также будут сохранены история посещений веб-страниц, файл кэша с текстом этих страниц, список ряда IP-адресов, а также снимки большинства страниц, на которые вы заглядывали, и запись загрузок, которые вы выполнили на этих веб-сайтах. Как видите, информации о пользователе собирается более чем достаточно, чтобы определить, где он чаще всего бывает, что просматривает, что загружает и чем интересуется, производя запросы в поисковом окне браузера, в котором предлагается задать Google как поисковую систему по умолчанию. Да в общем Google и не скрывает своих намерений по сбору данных, напрямую заявляя в пункте 11 своей лицензии на использование продукта следующее: “…при отправке, публикации и показе содержания вы предоставляете компании Google бессрочную, неотменяемую, действующую во всех странах, безвозмездную и неисключительную лицензию на воспроизведение, адаптацию, изменение, перевод, публикацию, публичное распространение, публичный показ и копирование любого Содержания, которое вы отправляете, публикуете или размещаете для показа с помощью Услуг…”. И надо сказать, что даже пустое открытое окно, по моим наблюдениям, периодически отсылает и получает какую-то информацию. Но специально для пессимистов Google сообщает, что в браузере Google Chrome можно включать особый режим безопасности Incognito, в этом случае никакая информации об активности пользователя в сети не будет сохраняться на компьютере.
Учитывая популярность поисковика Google и некоторых его служб, можно предположить, что статистика по предпочтениям пользователей возрастет в разы. Скорее всего, полученная информация будет использоваться в показах индивидуальной контекстной рекламы, более ориентированной на интересы каждого пользователя, так или иначе связанной с посещенными им сайтами, и т. п. Что это — достоинство или недостаток, решать вам, и все же такой подход, безусловно, повысит эффективность контекстной рекламы, что приведет к повышению цены на рекламу в Google и в конечном итоге к увеличению доходности компании. Возможно, это и есть основная задача Google по выводу на рынок нового, подконтрольного компании браузера.
В Рунете новым браузером Chrome компании Google за первые 12 ч с момента его появления воспользовались 96 218 пользователей, в результате чего его доля среди других браузеров составила 0,7%.
Но давайте вернемся к самому браузеру. Если к нему присмотреться детальнее, то Chrome создан на движке WebKit, используемом компанией Apple, — на нем же работает Safari. Исходный код самого WebKit базируется на библиотеках KHTML, разработанных для просмотра веб-страниц под UNIX еще в 2000 г. В общем получается “масло масляное”, и вся новизна браузера — лишь в дизайне и в том, кто его создал.
Правда, это на чей угодно взгляд, только не на взгляд простого пользователя, который выбирает большинство продуктов по одному критерию: “удобно — не удобно”. И, скорее всего, на массовый рынок изначально и ориентирован Google Chrome. Несомненно, те, кто ежедневно использует различные сервисы Google (Google Maps, GMail, Google Earth), по достоинству оценят и этот инструмент, который, очевидно, в окончательной версии будет полностью интегрирован с сервисами Google. Как говориться на странице презентации браузера: “Мы спроектировали внешний вид браузера таким образом, чтобы окно было максимально простым и удобным. Большинство людей интересует не браузер. Он лишь инструмент для выполнения важных задач…”. Вот именно, браузер получился на удивление “легким”, без лишних довесков, кнопок, настроек и т. п. Одним своим видом он показывает, для чего был создан. Меня, пользователя Opera, приятно удивили скорость загрузки веб-страниц и работа вкладок, так напоминающих Opera.
В принципе, кроме основных функциональных кнопок в панели браузера ничего и нет. Закладки в Chrome можно помещать в отдельную панель, находящуюся в верхней части браузера, что порой удобнее, чем просто поиск в списке. При запуске новой сессии работы браузера в рабочем окне отображаются снимки последних посещенных страниц и список закладок. Безусловно, для офисных работников это незаменимый инструмент, позволяющий всегда иметь под рукой ссылки на те страницы, с которыми они постоянно работают. При наборе адреса в поисковой строке пользователю предлагается список похожих адресов, в котором может находиться и искомый URL. Эта функция будет наверняка полезна интернет-серферам, которые любят заглядывать на разные форумы и блоги, а потом, забыв адрес, пытаются найти его в истории или пройдя полностью цепочку поиска. При нажатии на кнопку “Развернуть” браузер раскрывается во весь рабочий стол Windows, оставляя лишь стандартную панель задач и меню “Пуск”, в этом случае всё подчинено Интернету. Среди непривычных функций — запуск мультимедийных приложений (потокового видео, аудио, презентаций и т. п.) на отдельной вкладке в фоновом режиме. Это позволяет находиться на странице, пока загружается вызванный файл.
Подводя итог, могу сказать, что Google Chrome за первый день пользования им каких то нареканий у меня не вызвал. Простой, аскетичный браузер. Понятно, что в финальной версии он может немного измениться.