О применении тонких клиентов говорится сегодня немало, но, как правило, имеются в виду стандартные ПК, использующие приложения с Web-интерфейсом. И хотя в подобной архитектуре действительно существенная часть программной логики и данных размещается на Web-сервере приложений, немалая доля обработки ложится и на клиентское устройство, которое должно иметь достаточно мощный процессор, оперативную и дисковую память, операционную систему и среду исполнения программного кода. В тени остаются “истинно тонкие” клиенты — терминалы, не ведущие никакой вычислительной обработки и лишь отображающие изменения экранного интерфейса на клиентской машине, передавая на сервер информацию о нажатиях пользователем клавиш или манипулировании мышью. О достоинствах таких решений — удобстве развертывания и администрирования, безопасности, простоте обслуживания — известно уже давно. Жизнь не стоит на месте и довольно неожиданно у приверженцев терминальных решений появляются новые аргументы. Сегодня широко и в довольно критическом духе обсуждается переход организаций на ОС Windows Vista. Если оставить в стороне аргументы, имеющие отношение к функциональности Vista, основная проблема заказчиков связана с тем, что новая ОС требует больших вычислительных ресурсов, к тому же переход на нее вынуждает предприятия обновлять парк ПК, которые успешно справляются со своими задачами, функционируя под управлением Windows XP. Если же в организации развернута система на базе тонких терминальных клиентов, проблема с обновлением парка ПК полностью снимается: серверной мощности для работы вполне хватает, а если потребуется, ее будет легко нарастить. Впрочем, когда стартовал проект по переводу ИС пермского офиса дистрибьюторской компании OCS на архитектуру с тонкими клиентами, о проблеме с Vista еще никто не задумывался.

Раньше в OCS “персоналки” приходилось заменять в среднем через каждые три года

“Начиная у себя этот проект, мы хотели показать и своим коллегам из других филиалов OCS, и нашим заказчикам, что технология тонких клиентов обладает множеством технических и экономических достоинств, — вспоминает руководитель проекта, заместитель регионального директора по развитию бизнеса пермского филиала OCS Леонид Денненбург. — Подобные технологии предлагаются разными вендорами, у каждой из них есть свои особенности, но мы остановили свой выбор на решении Sun Microsystems и тонких клиентах Sun Ray. Оно позволяет поставить на столы корпоративных пользователей очень простые устройства, которыми легко централизованно управлять. По сути, они просто отображают пользовательский интерфейс приложения, которое исполняется не на его машине, а на удаленном сервере”.

Прежде всего, специалисты пермского филиала попытались очень тщательно оценить совокупную стоимость владения (TCO) как для традиционных решений, базирующихся на ПК, так и для технологии Sun Ray. При этом учитывались затраты на весь парк ПО, закупку нового оборудования, лицензии на ПО, модернизацию сетевой инфраструктуры, текущие эксплуатационные расходы (включая зарплаты сисадминов, стоимость электроэнергии для питания и охлаждения оборудования), затраты на апгрейды, постгарантийное обслуживание и т. д. Понимая, что ни одной, пусть даже самой современной, технологии не уготована вечная жизнь, оценку делали на пятилетний период эксплуатации. Расчетный экономический эффект оказался столь существенным (все инвестиции должны были окупиться уже через два года), что никаких сомнений в целесообразности такого проекта у руководства OCS не было.

Основные факторы снижения TCO — уменьшение расходов на обслуживание и поддержку ИС. Если, к примеру, выходит из строя обычный ПК, то его пользователь лишается на какое-то время целого ряда офисных приложений с привычными ему настройками, а также архивов электронной почты, личных документов, файлов и иных локально хранящихся данных. В новой архитектуре достаточно поставить пользователю на стол взятый со склада запасной терминал Sun Ray, и работа будет продолжена буквально “с того же места”. Существенно упрощаются и ускоряются процедуры апгрейда ПО и установки всевозможных патчей, поскольку осуществляются они в одном месте — на сервере. Пользователи лишены права устанавливать на свои машины любую понравившуюся им программу или сбрасывать на внешний носитель какие угодно данные, если им не предоставлены соответствующие полномочия. Еще одна знакомая всем проблема — моральное старение настольных компьютеров, не способных поддерживать новые версии ОС и прикладных программ. Переход на эти новые версии, а во многих случаях он диктуется вендорами, прекращающими поддержку старых версий, очень часто требует и замены всего парка ПК (такова сегодня ситуация с ОС Windows Vista). Накопленная в OCS на протяжении многих лет статистика свидетельствует о том, что “персоналки” приходится заменять в среднем через каждые три года. Терминалы же Sun Ray, хотя они и стоят не меньше стандартного ПК, списывать не придется, поскольку все ПО реально исполняется на сервере, обладающем вполне достаточными вычислительными ресурсами. Если же со временем их будет не хватать, можно провести апгрейд (установить дополнительные процессоры и оперативную память) или подключить еще одну машину. На первом этапе в роли сервера управления тонкими клиентами SunRay выступал сервер стандартной архитектуры с одноядерным процессором, 2 Гб памяти и SATA-диском, поддерживающий 50 рабочих мест. Затем он был заменен на аналогичную машину с 4 Гб памяти (ее стоимость — около 3 тыс. долл.) и двумя двухъядерными процессорами , которая, по оценкам специалистов OCS, способна поддерживать до 150 тонких клиентов Sun Ray.

Сначала на пермской площадке был построен демостенд, который поддерживал самые разные платформы, включая и Windows. На нем проверялось функционирование тех или иных прикладных систем, тестировались отдельные технологические решения, а кроме того, стенд предоставлялся партнерам OCS для демонстрации архитектуры тонких клиентов их потенциальным заказчикам. “Убедившись в реальных преимуществах такой архитектуры, мы перевели на Sun Ray несколько рабочих мест сотрудников разных подразделений пермского филиала OCS (склад, финансовая служба), — рассказывает Леонид Денненбург. — Хотя отдельные проблемы и обнаружились, они не носили принципиального характера и были быстро решены. Несколько рабочих мест в отделе маркетинга, на которых обрабатывались сложные графические модели, переносить на тонкие клиенты оказалось нецелесообразно, и для них, как и прежде, применяются высокопроизводительные ПК. Не стоит использовать такие решения и в приложениях, поддерживающих потоковое видео высокого качества, поскольку они заметно перегружают корпоративную сеть”.

Если в организации развернута система на базе тонких терминальных клиентов, проблема с обновлением парка ПК полностью снимается

Сегодня в пермском филиале OCS, в штате которого около сотни сотрудников, более 70 рабочих мест функционируют в архитектуре тонкого клиента Sun Ray (см. рисунок). Поскольку пользователь, пройдя регистрацию на любой рабочей станции, получает в свое распоряжение всю настроенную под него среду и применяемые им приложения, число тонких клиентов в каждом помещении можно уменьшить: ведь, как правило, далеко не всем сотрудникам нужно работать одновременно (в пермском филиале OCS таковых в среднем 75% от списочного состава). Устройства Sun Ray не имеют движущихся частей (дисков, вентиляторов), потребляют всего 4 Вт и совершенно бесшумны.

Не все рабочие места были развернуты одновременно. Дело в том, что наборы приложений, которыми пользуются сотрудники разных подразделений, довольно существенно отличаются друг от друга. Сначала около 30 тонких клиентов было установлено там, где набор приложений не требовал никаких дополнительных настроек и не сулил особых проблем. Как оказалось, основные офисные инструменты и клиент-серверные приложения баз данных (“1С”, Axapta) функционировали без каких-либо замечаний. “Обстоятельства сложились так, что я сам сразу же ощутил все преимущества подобной архитектуры, — вспоминает Леонид Денненбург. — Вскоре после ее развертывания я ушел в отпуск, но через какое-то время был из него отозван для решения ряда срочных вопросов. Мой кабинет был занят: в нем временно разместились аудиторы. Я тут же сел за первый попавшийся свободный терминал Sun Ray и без каких-либо усилий смог работать за ним со всеми своими данными и приложениями. Впрочем, к этому-то я был готов, но вот другое событие меня порадовало. Я постоянно имею дело с приложением, базирующимся на обработке очень большой Excel-таблицы, и каждый день с утра мне приходится ждать около 15 мин, пока это приложение запустится и пересчитает исходные данные в таблице. Но на этот раз все произошло практически мгновенно: что и не удивительно — ведь решение данной задачи осуществлялось на сервере, обладающем гораздо более мощными ресурсами, чем обычный ПК”. На “персоналках” продолжают работать около 20 сотрудников: кроме упомянутых дизайнеров из отдела маркетинга это еще и сисадмины, которым нужны достаточно мощные рабочие станции.

"Процесс перехода на другое рабочее место занимает не более 3-5 секунд. Надо лишь достать персональную пластиковую карточку из одной машины и вставить в другую. При этом не надо тратить время на то, чтобы сохранить и закрыть документы, а после перехода на другую машину время не тратится на поиск их на сервере и открытие. Любой, даже самый “тяжелый” документ откроется в том же самом виде", -- рассказывает г-н Денненбург.

В настоящее время ведется следующий проект такого рода в ижевском офисе OCS, где трудится около 20 человек. Следует отметить, что компания Sun Microsystems и рекомендует использовать для подключения терминалов Sun Ray выделенную сеть Ethernet с пропускной способностью 100 Мбит/с. В пермском филиале OCS они подключались к серверу управления тонкими клиентами SunRay по такой же схеме, однако проверка показала, что включение тонких клиентов напрямую в общекорпоративную сеть также особых проблем не вызывает. В Ижевске будет установлен сервер управления Sun Ray, к которому планируется подключить рабочие места в офисе и на складе, однако сами приложения и данные будут размещаться в пермском ЦОДе.