Сэм Рамджи, старший директор Microsoft по платформенной стратегии, встретился со старшим редактором eWeek Дэррилом Тафтом во время организованной издательством O’Reilly в конце июля конференции O’Reilly Open Source Convention (OSCON) и рассказал ему о том, как корпорация начинает принимать участие в движении за открытый исходный код.
Рамджи координирует работу всех подразделений Microsoft, затрагивающую ее платформенную стратегию, включая долгосрочное стратегическое планирование в области разработки Windows Server и инструментов. Но главная его задача — определение стратегии компании в отношении Linux и ПО с открытым исходным кодом, и здесь он тесно сотрудничает с командами разработчиков технологий Microsoft и сообществами открытого ПО для создания интероперабельных решений.
еWeek: Какие анонсы Microsoft готовится сделать здесь, на конференции OSCON?
Сэм Рамджи: Во-первых, Microsoft предложит внести исправление в проект, распространяемый по лицензии General Public License Version 2 (GPL V2). Во-вторых, мы предоставляем право использования огромного числа своих протоколов (свыше десятка) и форматов (почти 150) на основе бессрочной лицензии, не требуя при этом никаких отчислений.
К ним относятся все бинарные спецификации Office. Это имеет большое значение для конкретного проекта, носящего название Apache Poi, который представляет собой реализацию двоичных форматов файлов Microsoft на Java, распространяемую по лицензии Apache.
Наконец, в-третьих, Microsoft становится спонсором фонда Apache Software Foundation (ASF).
eWeek: Что представлял собой проект, распространяемый по лицензии GPL V2, в который вы предложили внести исправление?
С. Р.: Называется он ADOdb. Это написанный на PHP уровень доступа к данным, который используется многими PHP-приложениями. В феврале мы выпустили Windows Server 2008 с поддержкой PHP. С тех пор команда разработчиков SQL Server создала для него специальный драйвер, позволивший значительно усовершенствовать применявшуюся ранее технологию доступа. И это первый шаг к тому, чтобы сделать данный комплекс технологий доступным для всего, что располагается выше того уровня, на котором работает PHP.
Неотъемлемыми компонентами комплекса являются операционная система, СУБД и различные подсистемы внутри PHP. Для доступа к данным используется ADOdb, а в будущем вы вправе ожидать от нас новых разработок для уровня приложений. Например, средств обмена фотографиями, досок объявлений и систем управления контентом.
Речь идет о первом опыте, и он был очень важен. Потребовалось много времени на поиски способа, позволяющего нам сделать это таким образом, чтобы защитить как сам проект, так и интересы Microsoft и чтобы каждый получил положенные ему права. Думаю, некоторые положения были разработаны в IBM и внедрены ею в практику на протяжении последних десяти лет. Теперь Microsoft начинает разрабатывать собственный подход.
Я считаю, что данный проект имеет двоякое значение. Во-первых, мы полностью обеспечиваем применение PHP под управлением Windows Server 2008 и будущих версий серверной системы и делаем это на основе глубокого понимания того, как осуществляется работа на уровне приложений. А во-вторых, мы создаем механизм, позволяющий нам вносить изменения в проекты, распространяемые по лицензии GPL V2.
eWeek: Какое значение вы придаете своим поправкам?
С. Р.: У нас еще не было подобного опыта. Мы уже создавали программный код для нескольких открытых проектов, например для MPICH2, который представляет собой библиотеку параллельного программирования, разрабатываемую под эгидой Арагонской национальной лаборатории. Это было первым крупным вкладом Microsoft в сторонний проект с открытым исходным кодом. Многие думали, что мы не сможем принимать участие в проектах, использующих GPL V2, исходя из наших правил лицензирования и нашего понимания того, как должны распространяться права интеллектуальной собственности на программное обеспечение. С появлением нескольких жизнеспособных проектов мы пришли к выводу, что нам будет полезно следить за развитием открытых технологий.
eWeek: Существует ли единое сообщество разработчиков ПО с открытым исходным кодом? Как вы оцениваете отношение к Microsoft со стороны разработчиков открытого ПО в целом?
С. Р.: Я не считаю, будто существует единое сообщество. Есть множество разных сообществ. Их можно было бы назвать федерацией. Я сталкиваюсь с этим и соответствующим образом строю наши отношения — с каждым сообществом по-разному, в зависимости от конкретных обстоятельств и деталей.
Мои отношения с Samba определяются характером Samba, отношения с Mozilla — особенностями Mozilla. У сетевых файловых систем, с одной стороны, и веб-сайтов, языков, используемых для создания веб-приложений, и AJAX — с другой, практически нет ничего общего. В сущности это два различных мира. И их, в свою очередь, практически ничто не связывает с миром форматов документов или с серверами приложений Java.
Таким образом, каждое из этих сообществ является полноценным само по себе и независимым от других. Думаю, мы принижаем их статус, когда пытаемся рассматривать их в совокупности, как единое однородное сообщество. Точно так же как закрываем глаза на существующее разнообразие, когда утверждаем, будто все производители коммерческого ПО одинаковы, особенно крупные. На самом деле так нельзя говорить: посмотрите вот, что делают Microsoft или IBM. У нас 91 тыс. сотрудников, у IBM — 350 тыс. Это не одно и то же.
eWeek: Хорошо, а кого вы считаете лидером в области открытого ПО?
С. Р.: Если бы мне пришлось выбирать лишь кого-то одного, думаю, я согласился бы с мнением, распространяемым СМИ. Я сам оказывал материальную помощь фонду ASF. Это в том случае, коль мне следует выделить только одну организацию, осуществляющую самые разные проекты, которые дают широкий эффект и отличаются высоким уровнем инжиниринга в различных областях... Мы руководствовались этими соображениями, когда размышляли, кому можно помочь и что нам следует предпринять, чтобы наша помощь отличалась по форме от той, которую мы оказывали в прошлом.
eWeek: И чем же теперь ваша помощь отличается от оказываемой фонду Eclipse Foundation?
С. Р.: Eclipse Foundation мы в настоящее время оказываем поддержку в области технического инжиниринга. Мы не предоставляем исправлений, не раскрываем для него программный код. Мы отвечаем на вопросы, помогаем устранять ошибки в наборе инструментов SWT for WPF (Standard Widget Toolkit for Windows Presentation Foundation. – Прим. ред.). Иными словами, речь идет о техническом сотрудничестве, очень напоминающем то, которое сложилось у нас с Mozilla при подготовке браузера Firefox. Когда Mozilla обнаруживает ошибки, мы помогаем их исправить.
Например, нам был задан вопрос о таймерах в Windows, измеряющих интервалы продолжительностью менее миллисекунды. На подобные вопросы мы даем ответы. А когда мы выпускаем новые релизы, то извещаем о появлении новых версий Windows и о привлечении нами множества независимых производителей ПО [ISV].
Моя группа использует следующий подход. Мы рассматриваем основные проекты с открытым исходным кодом как ISV и оказываем им такую же помощь и поддержку, даем рекомендации по внедрению и устранению ошибок, помогаем понять, каким будет новый уровень развития данной технологии. Вот что я называю техническим сотрудничеством. Мы продолжим такое сотрудничество с Apache Software Foundation в рамках проектов Axis 2, Apache Poi, Jakarta и ряда других. Но для стороннего наблюдателя наше партнерство с Apache заключается в финансовой и политической поддержке этого фонда, посредством которой мы демонстрируем свое отношение к нему. Мы считаем, что этот фонд делает очень нужную работу.
eWeek: Насколько изменилась корпоративная культура Microsoft?
С. Р.: Значительно. Нельзя недооценивать влияния на нашу корпорацию Боба Муглиа и главного архитектора ПО Рея Оззи.
Боб — наш командующий, старший вице-президент, отвечающий за серверы и инструменты. Он выступает от имени корпорации по вопросам интероперабельности, а подчиняется генеральному директору Стиву Балмеру. Очень поучительно посмотреть, как Боб обеспечивает ее сверху донизу, поскольку является инженером.
А Рей утверждает, что мы живем в мире, где всё взаимосвязано, и эта тенденция набирает силу. В этом мире ценность ПО определяется тем, к скольким различным системам его можно подключить. Таким образом, интероперабельность является в нашем мире предварительным условием всего остального. Рей идет еще дальше и говорит, что информация и управление с помощью компьютеров представляют собой элемент нашего социального устройства. Речь о том, как мы платим налоги, как охраняем здоровье людей, как вообще всё делаем. Соответственно всё должно быть совершенно прозрачно и взаимодействовать между собой. Другими словами, он заставляет иначе смотреть на вещи.
eWeek: Как бы вы охарактеризовали шаги, предпринятые вами для сближения со сторонниками открытого ПО? Они напоминают первые шаги ребенка? Вы только на подступах?
С. Р.: Я большой любитель не только видеоигр, но и футбола. С февраля я телевизор больше не смотрю. Думаю, мы находимся на отметке тридцати ярдов.
eWeek: Что за тридцать ярдов?
С. Р.: Тридцать ярдов пройдено, осталось семьдесят. В 1996 г. Биллу Гейтсу пришлось разослать специальное электронное сообщение, посвященное всеобщему увлечению Интернетом, чтобы изменить курс корпорации. И к 2005-му в каждом продукте уже использовались идеи Интернета. В результате мы перешли от ситуации, характеризуемой словом “проморгали”, к ситуации, в которой мы можем сказать: “Полностью освоили, это просто часть нашей работы”. Для меня это то же самое, что зона за воротами в американском футболе, это гол.
Думаю, в 2005 г. были основания утверждать, что мы упустили из виду движение за открытое ПО. Полагаю, что в 2015-м мы должны забить гол и исполнить победный танец. Мы уже три года занимаемся этим вопросом. Я очень горжусь тем, что нам удалось сделать в нынешнем году. Речь идет о проектах, которые мы сейчас анонсируем. Так что это не начальный этап, его мы уже прошли. Но и не конечный отрезок, нам предстоит преодолеть еще большую дистанцию. Но это хороший прогресс. Иногда следует продвигаться поэтапно, преодолевая два-три ярда за раз.
eWeek: А что вы понимаете под словом “гол”?
С. Р.: Пока не могу сказать точно. Но когда я его увижу, то сразу узнаю.
eWeek: Microsoft — это, как утверждают некоторые, инородное тело или, как другие называют вашу корпорацию, воплощение зла? Либо она неисправимая оптимистка? Что же она такое на самом деле?
С. Р.: Мы — неисправимые оптимисты. Мы являемся крупнейшим производителем ПО в мире и считаем, что задача ПО — вдохнуть жизнь в любую аппаратуру. Таким образом, у нас имеется четкое и последовательное представление о своем месте в мире, о наших задачах и целях. Мы наделяем любое устройство магией программного обеспечения. Где бы ни находилась микросхема, мы напишем для нее ПО. И будем стремиться сделать такое ПО очень и очень высокого качества. В настоящее время мы достигли того уровня, который иногда позволяет нам выпускать просто изумительные продукты.
Я только что вернулся с конференции MGX в Атланте, где ознакомился с некоторыми презентациями, посвященными будущему пакета Office и платформе операционной системы. Мы продемонстрируем их на организуемой Microsoft конференции для профессиональных разработчиков (Professional Developers Conference. – Прим. ред.) на других мероприятиях ближе к концу года.
Есть довольно интересный комплекс взаимосвязанных идей из области социального компьютинга, позволяющих заставить уже известное ПО работать еще лучше. Это почти то же самое, что взмахнуть волшебной палочкой и сказать: “Excel, превратись в среду для социального компьютинга”. Это весьма увлекательно. Я подумываю о том, чтобы воспользоваться такой стратегией, таким отношением к самому себе, таким оптимизмом при выстраивании наших отношений с разработчиками всего мира и при оказании им помощи. Моя работа связана с применением малой толики из всех стратегий Microsoft к разработкам открытого ПО, открытым лицензиям, практике использования ПО с открытым исходным кодом... Она позволяет мне видеть, что мы действуем, полностью сознавая свою ответственность.
Я получаю так много положительных откликов, что они вполне компенсируют всё остальное, что мне приходится выслушивать. Когда я разговариваю с Джереми Эллисоном, Майком Шрепфером, Майком Шейвером или любым другим именитым человеком по вашему выбору, когда я обращаюсь к Брайану Белендорфу, чтобы выяснить его мнение о спонсорской поддержке ASF, то получаю подобные положительные отзывы. Я понимаю, что должно пройти некоторое время, прежде чем позитивное представление о нашей корпорации получит распространение в более широких кругах. Имидж всегда отбрасывает тень.
eWeek: Я задал такой вопрос, потому что Брайан Эйкер, один из разработчиков MySQL, сказал в своем выступлении на этой конференции, что Microsoft является инородным телом.
С. Р.: Я присутствовал на его выступлении. Вам следует вспомнить, что он сотрудничает с корпорацией Sun.
eWeek: А Sun понимает, что ей необходимо обеспечить интероперабельность?
С. Р.: Да, и у нас установились с этой компанией хорошие партнерские отношения. Собственно говоря, именно я выступал за партнерство с Sun. Мой опыт работы настойчиво подсказывает, что необходимо обеспечивать взаимодействие всего со всем. Я три года трудился в компании BEA Systems. Наш бизнес в значительной мере определялся бизнесом Sun. Я придерживаюсь той точки зрения, что всё должно взаимодействовать друг с другом, иначе этим не стоит заниматься.