В середине сентября руководство компании Acer поделилось с журналистами из стран Европы, Азии и США своим видением будущего рынка портативных ПК. Именно этому была посвящена значительная часть выступления Джей Ти Ванга, CEO компании Acer. По его мнению, одна из основных тенденций рынка компьютерного оборудования — это развитие сегмента нетбуков (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=113970), которые подходят и для частных пользователей (быстрая связь через беспроводные сети, возможность с помощью таких устройств вести блоги, производить и загружать контент, заниматься самообучением), и для корпоративных клиентов (мобильные точки продаж и заполнения документов, использование на нишевых рынках и т. д.). В целом, по его словам, нетбуки (в этой рыночной нише Acer предлагает устройство Aspire One) значительно расширили рыночную нишу портативных ПК, внеся существенный вклад в рост этого сегмента рынка мобильных персональных компьютеров.
Как показывает практика, внимание к этому рыночному сегменту имеет для Acer принципиальное значение — ведь судя по официальным данным компании, 62% её доходов (по итогам первого полугодия 2008-го) приносят мобильные устройства (год назад — 61%), причем несмотря на значительный рост оборота (7,9 млрд. долл. за первое полугодие 2008-го и 5,3 млрд. долл. в 2007-м) эта цифра не меняется.
Как отметил президент Acer Джанфранко Лянчи: “Мы развиваем рыночный сегмент мобильных ПК с 2000 года, и сейчас такая стратегия себя оправдала”. В целом, по его мнению, суперпортативные ноутбуки — это хорошее решение для категории “mobile people”, свободных профессионалов и учащихся, которые главным образом и формируют спрос на подобную технику. Дело в том, что такие пользователи занимаются интеллектуальным трудом, поэтому для них принципиальным является доступ в Интернет “здесь и сейчас”. Цена таких устройств в среднем начинается с 299 долл., и они приобретаются как второй или третий компьютер именно для производства пользовательского контента и становятся основной движущей силой беспроводных сетей широкополосного доступа в Сеть. По мнению г-на Лянчи, в 2008 году будет реализовано 10 млн. таких устройств, а в 2009-м — уже 25 млн. Причем в нынешнем году доля ноутбуков с розничной ценой до 500 долл. составит 18% от общего объема продаж мобильных ПК. При этом нетбуки, особенно с сенсорным дисплеем, вполне могут полностью подкосить развитие таких сегментов, как UMPC и MID, продвигаемых производителями как устройства для интернет-общения.
Основные варианты использования нетбуков, по мнению специалистов Acer, — это веб-серфинг в Интернете, электронная почта, общение с помощью IM-клиентов, видеочат, социальные сети, загрузка фотографий из камер и выкладка их на фотохостинг, просмотр видеоподкастов, прослушивание и загрузка музыки. Кроме того, взрывной рост этого рынка, как мы отмечали, возможен и в связи с тем, что в новых моделях уже удалось значительно снизить энергопотребление таких устройств (но не за счет потери производительности) и соответственно увеличить время автономной работы: на рынке присутствуют модели, которые с дополнительными емкими батареями могут продержаться пять — семь часов в полностью автономном режиме.
По данным IDC за первое полугодие 2008 года, в регионе EMEA, ключевом для компании (на него приходится 48% всех её продаж, а годом ранее было аж 52%), Acer занимает второе место по продажам всевозможных ПК после HP (на третьем месте — Dell). Причем за это время её доля выросла с 12 до 14% (доля рынка HP за то же время подросла примерно с 18 до 20%). Но в сегменте ноутбуков ситуация иная: в EMEA лидирует Acer с долей порядка 22% (у HP — около 20%), причем компании Dell принадлежит около 11% (на рынке США Dell занимает 27%, в то время как Acer — не больше 9%). В целом если посмотреть на ведущую десятку регионов по продаже мобильных ПК (данные IDC за первое полугодие 2008 года), первое место Acer занимает на рынках, которые показывают рост не менее 18% в год, — в Бразилии, Германии, Франции, России; третье место — в Великобритании, Индии и Канаде. На наиболее объемных рынках, к которым сегодня относятся США (33,2 млн. проданных компьютеров), Китай (19,5 млн.) и Япония (7,7 млн.), показатели у компании пока не столь высоки — четвертое, пятое и десятое места соответственно.
Интересно, что после завершения сделок по интеграции в фирмы Packard Bell и Gateway Acer видит себя не просто монобрендовым производителем компьютеров, а европейской компанией с латинским названием и китайскими традициями, как уверен Джанфранко Лянчи. При этом основная стратегия развития на мировом рынке — параллельное продвижение нескольких различных брендов. Для этого, как можно понять из выступления президента Acer, в компании решили взять на вооружение опыт автомобильной промышленности, выстроив приобретенные бренды в три линейки: eMachines фирмы Gateway для самых дешевых ноутбуков (из этого сегмента Acer в ближайшее время обещала полностью уйти); мобильные ПК под маркой Acer будут занимать среднюю ценовую категорию, включая разнообразные предложения для корпоративных клиентов; а в премиум-сегменте в наибольшей степени будут размещены модели ноутбуков Packard Bell.
При этом, судя по ответам сотрудников Packard Bell на вопросы журналистов в кулуарах и во время специальных сессий, компания предполагает завоевывать потребителей практически исключительно за счет “уникального дизайна своих моделей”, а также улучшенной эргономики мобильных ПК. То есть налицо попытка применить нечто подобное подходу Apple, завоевывающей внимание пользователей почти исключительно за счет дружественного интерфейса, тщательного подхода к выстраиванию бренда и действительно интересных конструкторских замыслов. Между тем, внимательно осмотрев все представленные новинки под брендом Packard Bell, к определенному мнению о преимуществах этой техники я так и не пришел: да, тачпад вместо прямоугольника выполнен в виде круга, обычно острые углы сглажены, вес мобильных ПК невелик, во всех моделях достаточно USB-портов и присутствуют веб-камеры для видеосвязи, причем некоторые модели, к примеру EasyNote BG46 или BG48, мне очень сильно напоминают некоторые изделия MacBook. Скорее всего в данном случае помочь развитию мультибрендовой стратегии может только разумная концепция продвижения, осторожное использование торговых марок, адекватный маркетинг и правильное целеполагание плюс высококачественный послепродажный сервис.
Напомним, что основные конкуренты для Acer в сегменте дорогих компьютеров с ценой выше 1,5 тыс. долл. — Sony Vaio и HP Pavilion. И если технические параметры мобильных ПК у Acer вполне на уровне, то общее “следовое” впечатление пользователей, что “Acer — это дешево”, заставляет компанию выдвигать в сегмент дорогих моделей новый бренд, лишенный таких стереотипных ассоциаций. Ведь если в сегменте корпоративных клиентов основное решение о приобретении той или иной техники принимается на основании технических параметров, то для массового пользователя покупка ноутбука — это в большей степени эмоциональный поступок, причем окончательное решение о конкретной модели в подавляющем большинстве случаев принимается уже в магазине. В дополнение, как отметили представители компании Acer, разделение брендов позволит увеличить продажи в торговых сетях за счет расширения ассортимента: торговым сетям, реализующим цифровую технику, интересно увеличить количество представленных моделей, и тот факт, что они поступают от единой компании, ситуацию абсолютно не меняет.
К сожалению, ничего определенного не было сказано про будущие планы по выпуску коммуникаторов eTen (бренд компании, приобретенной Acer несколько месяцев назад, теперь пишется именно так), однако в кулуарах отмечалось, что первый коммуникатор Acer будет представлен в 2009 году по цене порядка 600 долл. Очень вероятно, что это будет “умный мобильный” с сенсорным дисплеем (следствие “iPhone'мании” дает о себе знать), а вот с ОС ситуация пока не определена — ею может стать как Windows Mobile, так и Android.