По мнению специалистов, рынок систем видеонаблюдения вступил в стадию перехода от аналогового базиса к цифровому. Рей Мауритссон, генеральный директор шведской компании Axis Communications, специализирующейся в области средств сетевого видеонаблюдения, рассказал научному редактору еженедельника PC Week/RE Валерию Васильеву о своем видении проблем этого перехода в мире и в России.
PC Week: Как вы оцениваете российский рынок средств видеонаблюдения — его объем, основных игроков, жесткость конкуренции, отличия от рынка мирового?
Рей Мауритссон: В отличие от зарубежных российские компании, которые к системам видеонаблюдения сегодня обращаются впервые, предпочитают закупать самое современное оборудование, не особенно оглядываясь на цены. А в Европе сейчас хорошо продаются видеосерверы, образующие в компаниях как бы мостик для перехода к сетевому видеонаблюдению. Дело тут вот в чем. Массовое применение видеонаблюдения в вашей стране началось гораздо позже, чем в Европе и США, поэтому наследуемые системы видеонаблюдения здесь, как правило, невысокого уровня и их редко пытаются модернизировать — проще установить новое, современное оборудование.
Как особенность здешнего рынка можно отметить его закрытость до недавнего времени для зарубежных производителей. Если, например, 20 лет назад использование импортной техники для охраны объектов было невозможно, то сегодня в регионе СНГ с нами работают и военные, и государственные структуры.
Наша продукция относится к рынку средств безопасности. Среди российских производителей в данной области сильны компании, которые работают в этом направлении уже много лет, такие как “Армо”, “Формула безопасности” и некоторые другие. Внедрение новых игроков в этот рынок происходит медленно.
Конкуренцию в России мы разделяем на две части: конкуренция с брендами (здесь сильны позиции Sony, Bosсh, Panasonic) и с “небрендами” (где лидируют корейские и китайские производители). Нужно отметить, что небрендовые производители как конкуренты сегодня в России очень сильны: их продукция дешевле, зачастую соответствует спросу, приемлема по качеству, ну а близость границ с поставщиками обуславливает массовость поставок. Однако тем, кто внедряет средства видеонаблюдения в сложные комплексные системы безопасности, нужно учесть, что с самого начала им трудно будет обойтись без поддержки со стороны вендора. Имея дело с небрендовыми поставщиками, такие компании, пусть даже преодолев сложности, связанные с инсталляцией, на стадии эксплуатации рано или поздно столкнутся с проблемами. Сегодня по уровню поддержки пользователей бренды оказываются вне конкуренции.
PC Week: Как вы оцениваете готовность (прежде всего по полосе пропускания, по поддержке требований QoS) российских телекоммуникаций для IP-видеонаблюдения, особенно в регионах?
Р. М.: За последние два года мы не слышали от российских компаний жалоб на недостаток в сетевых мощностях, ограничивающих применение продукции Axis. Хотя года четыре назад каждое третье их обращение за техподдержкой было связано с недостаточной пропускной способностью сетей. Замечу: чтобы оценить нагрузку на сеть, наши партнеры и клиенты используют специальный программный инструмент для расчета информационных потоков с узлов видеонаблюдения.
PC Week: На конференции Axis осенью 2007 г. в Копенгагене был сделан акцент на использование видеонаблюдения в розничной торговле. А куда смещается фокус спроса на эти системы сегодня?
Р. М.: Розничная торговля по-прежнему представляет для нас большой интерес, оставаясь главным потребителем средств видеонаблюдения: сегодня 25% всех видеокамер устанавливается именно там. Но это не значит, что только на этом сегменте мы сосредоточили свои усилия. После копенгагенской конференции у нас было много поставок в госучреждения и транспортные компании — железные и автодороги, аэропорты, вокзалы.
PC Week: А есть ли особенности в распределении спроса на системы видеонаблюдения по различным пользовательским сегментам в разных странах?
Р. М.: Различия есть. Прежде всего могу отметить, что разные страны переходят на новые технологии с разной скоростью. Так, в среднем по миру доля сетевых видеокамер составляет сегодня около 20%. Но это всего лишь “средняя температура по больнице”, потому что в Великобритании этот показатель около 5%, а в странах Скандинавии — более 30%.
Есть различия в спросе и на вертикальных рынках. Скажем, образовательные учреждения особенно активно покупают нашу продукцию в Великобритании и США. Установка наших видеокамер в публичных местах муниципальными и государственными службами очень популярна в Китае, Италии, Франции. А вот в Швеции, где видеонаблюдение в публичных местах строго регламентируется законом, продвигать эти технологии в муниципальном сегменте сложно.
PC Week: Как, на ваш взгляд, должен распределяться интеллект в системах видеонаблюдения — концентрироваться в центрах обработки или же устанавливаться в разных узлах системы более-менее равномерно?
Р. М.: Наша стратегия подразумевает развитие интеллекта периферийных устройств систем видеонаблюдения. Мы считаем, что именно видеокамеры должны быть гибкими и адаптивными, чтобы обеспечивать те функции видеонаблюдения, которые нужны клиенту в данных конкретных обстоятельствах. Для этого в видеокамерах Axis реализуются открытые стандартизированные интерфейсы, позволяющие другим разработчикам аналитического ПО инсталлировать в них свои специализированные аналитические программы. Разумеется, наиболее востребованный интеллект мы будем устанавливать в видеокамеры сразу на заводах.
PC Week: На каких узлах систем видеонаблюдения сегодня сосредоточены научно-технические разработки вашей компании?
Р. М.: Перспективные разработки Axis ориентированы прежде всего на создание специальных интегральных микросхем (Application-Specific Integrated Circuit, ASIC. — В. В.), обеспечение качества изображения, реализацию востребованной рынком функциональности видеонаблюдения, что во многом связано с ПО чипов видеокамер. Поэтому из 230 наших инженеров 200 занимаются именно ПО для микросхем.
Конечно, у нас есть множество инновационных идей, но мы не позволяем себе разбрасываться — в инновациях нужно быть последовательным, иначе можно оказаться в стороне от спроса, а не впереди него: очень сложно доказывать клиентам эффективность использования инноваций при любых изменениях в их системах.
В проектах, связанных с обеспечением безопасности, важно добиться долговременной совместимости своей продукции с продуктами других вендоров. Поэтому на рынке систем защиты нужно следовать стандартам (в разработке некоторых из них мы тоже участвуем). Нашей компании нужны стандартные подходы, но мы не хотим разрабатывать собственные стандарты и двигаться вперед в одиночестве. Так, мы инициировали альянс с Bosсh и Sony по стандартизации интерфейсов прикладного ПО для микросхем видеокамер.
Рынок вступил в стадию перехода от аналогового базиса к цифровому в видеонаблюдении совсем недавно, хотя мы предложили первые в мире сетевые видеокамеры еще в 1996 г. (тогда кроме нас никто их не производил). И сегодня он нуждается не в том, чтобы ему предложили еще одну новую камеру, а в том, чтобы как можно скорее до пользователей донесли понимание того, что в принципе могут дать новые продукты.
PC Week: Каково соотношение между продажами видеосистем с цифровыми и аналоговыми видеокамерами в мире?
Р. М.: Уверенно могу сказать только о продажах сетевых камер. Там соотношение между объемами цифровых и аналоговых технологий составляет 20:80, если считать в долларах. Если же считать в штуках, то соотношение изменится в пользу аналоговых камер еще больше, поскольку они дешевле.
PC Week: В системах видеонаблюдения для передачи данных все чаще используется Интернет. Насколько остро стоит проблема шифрования при передаче видеоданных по Сети? Как он решается?
Р. М.: На этот вопрос отвечают сами клиенты исходя из конкретных рабочих условий и задач системы видеонаблюдения. В современных ИТ-системах с такой целью используется VPN-туннелирование. Однако в дальнейшем, думаю, мы установим шифраторы и в свои предназначенные для видеокамер микросхемы. С технической точки зрения сложностей здесь нет: схемы шифрования данных мы уже давно используем в своих принт-серверах, и дело только за рынком — когда это понадобится заказчикам.
PC Week: Исходя из опыта Axis, в чьем ведении находятся системы виденаблюдения у корпоративных клиентов — в ИТ-подразделениях или в службах обеспечения безопасности?
Р. М.: На самом деле и у тех, и у других. В крупных компаниях, я думаю, последнее слово остается за ИТ-специалистами, поскольку для них информационная безопасность не менее важна, чем физическая, тем более что для организации физической безопасности сегодня тоже активно используются ИТ.
PC Week: Видеонаблюдение защищает интересы личности и в то же время вторгается в личную жизнь. На чьей стороне сегодня законы? Гармонично ли решается эта проблема и что можно сказать о российских особенностях её решения?
Р. М.: В целом мнение большинства стран склоняется к тому, чтобы интересы общества ценились выше интересов личности. Но есть и исключения. Например, в Швеции. Я уже упоминал, что в этой стране для развертывания системы видеонаблюдения в каком-либо общественном месте нужно получить разрешение на установку каждой отдельной видеокамеры. Так, одному из наших заказчиков, налаживавшему видеоконтроль в стокгольмских автобусах, пришлось получать разрешения на установку каждой из 12 тыс. камер. При этом следует помнить, что сама по себе камера не является проблемой. Проблема, я думаю, в том, как используются полученные данные.
Я не знаю, как обстоят дела с правовой защитой информации и интересами личности в России. Но когда в ходе двух наших российских проектов заказчикам было предложено установить камеры в офисе для наблюдения за персоналом и выводить сигналы с них на монитор в кабинете руководителя, те отказались по этическим соображениям. С другой стороны, у нас есть здесь проекты в коттеджных поселках по видеонаблюдению за жилищем. Это позволяет частным заказчикам контролировать ситуацию в их собственных жилых помещениях, в том числе наблюдать за детьми, обслугой и т. п.
PC Week: Что сегодня является узким местом в использовании технологий видеонаблюдения?
Р. М.: Пользователи балансируют в треугольнике “разрешение — частота кадров — полоса пропускания и объемы хранимых данных”, и похоже, что сегодня им удается достигать необходимого равновесия.
Мне кажется, развивая средства аналитики видеоданных в своих решениях, мы заметно расширяем границы этого треугольника. Думаю, именно аналитика сегодня становится узким местом в видеонаблюдении. Ведь всем хочется, чтобы видеокамера работала как глаза и мозг человека. Однако пока проблемы надежности срабатывания интеллектуальных систем не во всем оправдывают ожидания пользователей: например, зашедшее за тучи солнце, тень движущегося объекта сегодня могут стать причинами ложных срабатываний интеллекта видеонаблюдения.
Есть еще одна важная проблема. Пользователи и системные интеграторы пока плохо осведомлены об уже реализованных в цифровых видеокамерах возможностях (как я сказал, доля последних в общем объеме всего лишь 20%). Вот это и есть главная область приложения наших усилий сегодня — изменить ситуацию в пользу сетевого видео.
PC Week: Благодарю за беседу.