Похоже, массовое использование банковских карт для оплаты проезда в столичном метрополитене все-таки начинается. Учитывая тот факт, что этим проектом заинтересовались в Ситибанке, известном своими пробивными способностями на массовом рынке частных клиентов, можно прогнозировать быстрый рост числа пользователей, которые будут оплачивать свои услуги за проезд в метро безналичным способом. Как объявил руководитель столичной подземки Дмитрий Гаев на пресс-конференции в вестибюле станции “Маяковская”, уже с середины ноября москвичи смогут заказать в банке специальную платежную карту с бесконтактным чипом для оплаты своего проезда.
Сама по себе идея использования банковских карт для оплаты прохода через турникеты общественного транспорта турникеты общественного транспорта вполне разумна. До сих пор в Москве для этого развивался проект “Карта москвича” (универсальный пропуск на все виды транспорта), которую продвигают городские власти — по различным оценкам, такими картами обеспечены до полутора миллионов жителей города. Однако этот проект рассчитан только на льготные категории граждан. Кроме того, проект по применению чиповых карт развивает совместно с метрополитеном “Банк Москвы” — правда, без особого прорыва (в нем участвует только 35 тыс. пользователей зарплатных проектов).
Между тем в целом технология безналичной оплаты проезда с использованием пластиковых карт сочетает в себе возможности банковских и транспортных карт и позволяет создать систему с замкнутым циклом обслуживания, когда с помощью единой платежной карты пользователь может осуществлять оплату услуг наземного и подземного транспорта, а также пригородных электричек. Но до такой единой коммерческой системы пока еще далеко — даже в Нью-Йорке, Вашингтоне (США), Нью-Дели (Индия) и Сингапуре, где внедрены аналогичные системы в метро, подобные решения являются локальными только для подземки: для комплексного проекта требуется слишком дорогостоящая ИТ-система и, конечно, политическое решение городских властей, что порой дается очень нелегко.
Хотя, без сомнения, внедрение даже локальных решений от Ситибанка для оплаты с помощью банковской карты проезда только в метро при должном подходе участников системы может существенно снизить нагрузку на кассовые узлы столичного метрополитена в начале месяца, когда пассажиры обновляют транспортные карты или покупают проездные билеты на четыре недели. Кроме того, преимуществом такого решения является безопасность использования — в случае утери обычного билета владелец не может его восстановить, а кредитную карту можно заблокировать по телефону и восстановить в течение нескольких дней.
В системе, которая реализуется в метрополитене, участвует три действующих лица — транспортный оператор (в данном случае Московский метрополитен), коммерческий банк (Ситибанк) и расчетный центр (компания “Экспресс-Кард”), который регистрирует информацию о выпущенных картах, получает сведения о прохождении держателей банковских карт через входные турникеты, проводит процедуру сверки рассчитанных сумм по картам с данными транспортного оператора, передает проверенные данные для списаний по картам банку, а также контролирует своевременную загрузку паспортов карт участниками проекта. Информация между этими участниками системы передается по скоростным каналам связи; у метрополитена и расчетного центра существуют ЦОДы для хранения и обработки данных.
Функционально пластиковая карта с бесконтактным модулем для прохода в столичное метро представляет собой самую обычную кредитную карту с гросс-периодом до 50 дней: такие карточки Ситибанк эмитирует десятками миллионов по всему миру. По статусу она будет равна Mastercard Standart и подходит для осуществления покупок через Интернет. Дополнительно, для идентификации владельца при проходах через турникеты, в нее добавляется RFID-чип, аналогичный тому, который установлен в билетах серии “Ультралайт”, используемых для столичного метрополитена. Как только пассажир прикладывает такую карту к валидатору, размещенному в турникете, расчетный центр системы принимает информацию об этом и дает команду системе метрополитена пропустить этого пассажира. Если же карта находится в стоп-листе, следует отказ. Оплата поездок осуществляется после завершения календарного месяца — все проходы через турникет суммируются и тарифицируются по наиболее выгодным правилам. К примеру, если поездок было 22, то учитывается стоимость одного билета на 20 поездок и одного на 2, а не двадцать две единичные поездки, что стоит дороже.
Кроме того, для этой пластиковой карты можно выпустить до трех дополнительных карт, которые будут “привязаны” к одному счету — очень удобно оплачивать транспортные расходы всей семьи с одного счета. Стоимость такой Express card от Ситибанка будет составлять порядка 1 тыс. руб. в год, причем она может быть использована как обычная пластиковая карта, в том числе и для оплаты коммунальных услуг через интернет-банк или банкоматы этого финансово-кредитного учреждения. Единственная сложность, которая может возникнуть при получении такой карты, — это необходимость ее выдачи в отделении банка и сборе необходимых для этого документов (справка 2-НДФЛ для подтверждения зарплаты минимум в 9 тыс. руб., а также копия паспорта и второстепенных документов т. д.). На сегодняшний день потенциал рынка новой кредитной карты оценивается банком более чем в 1 млн. клиентов, но на наш взгляд это крайне оптимистично: хорошо, если число реальных пользователей будет хотя бы в 10 раз меньше.
Хочется верить, что развитие подобного проекта не остановится на локальном решении для определенной целевой аудитории пользователей, а будет расширено. К примеру, на станциях появятся по нескольку аппаратов по продаже билетов, которые принимают мелочь и бумажные деньги, умеют “разговаривать” на четырех-пяти основных языках и без проблем выдают сдачу. Именно такие проекты, реализованные на уже действующей ИТ-инфраструктуре и с минимальными вложениями в обучение пользователей (большинство жителей мегаполиса умеют обращаться с подобного рода устройствами), могли бы реально разгрузить кассовые залы на загруженных станциях метро.