В нынешнем году на выставке SofTool в девятый раз была развернута экспозиция САПР. В нашей стране это мероприятие продолжает оставаться единственным для данной отрасли. Только здесь предложения основных игроков представлены в таком полном объеме. Благодаря этому можно не только узнать свежие новости о продуктах, но и ознакомиться с последними тенденциями.
Главная тенденция — подъем рынка САПР. Этот процесс, происходящий уже несколько лет подряд, выразился в расширении состава участников экспозиции, появлении новых решений, увеличении числа проводимых мероприятий и оживлении способа подачи информации.
Раньше единственным событием выставки была специализированная конференция по вопросам автоматизации проектирования, но затем ей на смену пришли разнообразные мероприятия, которые внесли живую струю в серьезную тематику экспозиции. Появились мастер-классы, на которых специалисты могут за один день ознакомиться сразу с несколькими продуктами; образовательные программы вендоров, позволяющие напрямую пообщаться с поставщиками САПР; конкурс инженерных проектов пользователей с вручением призов и оригинальное мероприятие “САПР-шоу”, предусматривающее одновременное выполнение одного и того же задания в двух-трех конкурирующих системах. Кроме того, второй год подряд на выставке проходил круглый стол “Вендоры без гастука”. Такое название, вполне намекало на возможность открытого и откровенного общения с ведущими игроками и вполне себя оправдало.
Столь обширная программа привлекает посетителей, так как дает им возможность не только получить свежую информацию, но и установить деловые связи с компаниями, технологии которых определяют вектор развития сектора САПР.
Пришествие клонов
Хотя подъем российского рынка САПР продолжается уже несколько лет подряд, до последнего времени состав его участников менялся мало. Из-за этого при очередном посещении “САПР-Экспо” возникало ощущение дежа-вю. Одни и те же компании, похожие стенды и неизменные название продуктов. Конечно, это было неплохо с точки зрения стабильности отрасли: никто из ведущих игроков не исчезал, все были живы и здоровы, продолжали развивать свои линейки и в один голос отмечали рост продаж.
Но в таком случае возникал вопрос: раз рынок растет, то почему нет новичков, которые обычно появляются в перспективных отраслях? В ответ вендоры обычно говорили о трудностях, с которым может столкнуть начинающая компания, и приводили в качестве основного довода то, что порог вхождения в рынок очень высок, а сам рынок уже более-менее поделен между игроками.
Но в последнее время ситуация изменилась, и отражением этого стала нынешняя выставка. На ней появились сразу четыре новые компании, которые, впрочем, имеют много общего.
Наибольшее внимание привлек стенд фирмы NanoSoft, постаравшейся заявить о себе как можно громче. Образовавшись в нынешнем году, эта компания собирается зарабатывать на продаже не софта, а услуг по его обновлению, технической поддержке и обучению пользователей. Как объяснил директор по продажам Михаил Гаврилов, идея состоит в том, чтобы снизить необоснованно высокие цены на САПР: “Мы хотим позволить компаниям легализоваться и переориентироваться с покупки “коробок” на приобретение услуг. Ведь если они покупают дорогой софт, у них не хватает денег на сервис”. Поэтому в NanoSoft собираются распространять свою платформу бесплатно. “Мы ориентированы на массовость, а зарабатывать будем на абонентской плате”, — объяснил Михаил Гаврилов.
Основной продукт компании — NanoCAD, он имеет такой же интерфейс, что и AutoCAD фирмы Autodesk, и совместим по форматам с этой популярной САПР. Геометрическое ядро — разработка NanoSoft, но при этом используются библиотеки DWGdirect альянса Open Design (эта некоммерческая организация продвигает открытый вариант закрытого формата Autodesk DWG). Есть у NanoSoft и свой собственный формат данных, который, по словам Михаила Гаврилова, позволяет редактировать растровые картинки.
В NanoSoft не скрывают, что причины сходства с AutoCAD’ом заключаются в желании воспользоваться волной легализации. “Сейчас идет лицензирование AutoCAD’а, и мы хотим помочь пользователям сохранить свои наработки. Но многим небольшим компаниям не по карману покупка этой системы”, — сказал Михаил Гаврилов.
Впрочем, компания ориентируется на продвижении не только платформы, но и специализированных решений. Уже вышли два приложения для строительной отрасли, к концу текущего года их по плану будет 10, а к концу будущего — 30.
Следующий клон AutoCAD’а оказался китайским. Это программа ZWCAD компании ZWSoft. На выставке продукт представляла фирма “Надежные системы”. Как рассказал ее ведущий специалист Павел Ковалев, на российском рынке ZWCAD появилась в прошлом году, а на китайском — в 2002-м: “Это конкурент AutoCAD’а, который стоит примерно в 10 раз дешевле, а по быстродействию иногда даже обгоняет своего американского “брата”. Внешне обе программы очень похожи, для хранения данных используется формат альянса Open Direct, ядро разработала ZWSoft. Интерфейс уже переведен на русский язык, а в 2009 г. будет русифицирована и справка”.
“Надежные системы” тоже ориентируются на пользователей AutoCAD’а, но компания хочет не просто продавать ПО, а продвигать платформу для своих вертикальных решений. Однако для этого нужна обширная пользовательская база. По словам Павла Ковалева, у компании порядка 70 дилеров, а у ZWCAD — примерно 5 тыс. пользователей.
Комментируя ситуацию на российском рынке САПР, он отметил усиление конкуренции между клонами AutoCAD’а. “Чтобы получить преимущество, мы решили бороться за качество программы. Возможно, пользователи захотят заплатить чуть дороже, но зато получить качественный продукт”, — объяснил он стратегию компании.
Еще один аналог AutoCAD’а прибыл к нам из Италии. Это — система ProgeCAD компании ProgeSoft. В России ее продвигает фирма PureSoft. Как рассказал ее технический директор Алексей Шауро, по функционалу ProgeCAD почти полностью совпадает c AutoCAD’ом, по интерфейсу тоже, в качестве формата используется “родной” DWG. Правда, последнее утверждение вызывает сомнение, поскольку для геометрического моделирования в ProgeCAD применяется ядро IntelliCAD консорциума IntelliCAD Technology, которое поддерживает не “родной” DWG, а открытый формат альянса Open Direct.
“Конечно, наш пакет может не всё то же самое, что и “старший брат”, но ведь далеко не всем нужен избыточный функционал, — признал Алексей Шауро. — Сейчас перед предприятиями встал вопрос лицензирования, но не все могут себе это позволить. А наш продукт раз в 10—12 дешевле AutoCAD’a. В связи с легализацией спрос на рынке огромный, потому что раньше почти все работали на пиратском ПО”.
И наконец, четвертый из представленных на выставке “собратьев” AutoCAD’а был, как и первый, российским. Программу InfrasoftCAD разработала отечественная компания “Инфрасофт”. По словам менеджера по маркетингу Светланы Разыграевой, эта система поддерживает почти весь функционал AutoCAD’а, похожа по интерфейсу и совместима по форматам. Ядро, как и в предыдущем случае, — IntelliCAD. Хотя InfrasoftCAD в отличие от американского “собрата” не может работать с очень большими чертежами, но и стоит оно гораздо дешевле — примерно в 10—12 раз. “Мы продвигаем не только саму платформу, но и дополнительные модули для строительного проектирования, — сказала Светлана Разыграева. — Сейчас на рынке растет конкуренция, появляются новые компании, но каждая находит свою нишу. Наш сегмент — малый и средний бизнес, а из отраслей — строительное проектирование, архитектура, т. е. те области, в которых используется 2D”.
А что думает по поводу парада клонов другие игроки рынка САПР? По словам Елены Конвисар, директора по маркетингу компании “Неолант”, Autodesk и ее последователи играют в разных нишах: “Новички нацелены на пользователей, которым просто не нужны возможности полноценного AutoCAD, и стараются охватить тех, кого не смогла привлечь сама Autodesk”.
Олег Зыков, руководитель отдела продуктового маркетинга компании АСКОН, считает такое развитие событий вполне закономерным: “Эти решения позиционируются как легкие. Получилось так, что все традиционные российские игроки рынка САПР ушли из сегмента легких систем в область средних САПР и комплексных решений. Но ниша осталась, и теперь ее стараются захватить новички, играя на поле нелицензионного AutoCAD’а”.
Правда, играть на этом поле нелегко. “Есть заказчики, которых Аutodesk, АСКОН и другие традиционные поставщики не обслуживают, — сказал Максим Богданов, генеральный директор компании АСКОН. — Это совсем малые предприятия. Их очень много, но работать с ними тяжело”.
Однако Сергей Кураксин, генеральный директор компании “Топ Системы”, не согласен с тем, что российские разработчики покинули нишу простых САПР: “Мы продолжаем поставлять легкие продукты, но наше конкурентное преимущество состоит в том, что если заказчик хочет расширять функционал своих систем, то мы сможем предложить ему и более серьезные решения, а эти новички не смогут”.
Рынок растет, конкуренция тоже
О перспективах бизнеса новичков пока судить рано, но уже сейчас ясно, что их массовое пришествие свидетельствует о росте рынка САПР. Это подтверждают ведущие игроки. Так, у компании ADEM в последние три-четыре года продажи растут на 50%, а у недавно образованной фирмы Appius — в 2,5—3 раза. Компания АСКОН (практически единственный игрок рынка САПР, не скрывающий своих доходов), сообщила, что в 2007-м оборот увеличился на 89% и достиг 26,8 млн. долл.
Растет спрос и на специализированные решения. Так, по словам Сергея Шрейбера, директора по продажам компании COLLA, дистрибьютора пакета Mastercam, предназначенного для подготовки программ для станков с ЧПУ, за последние три года число пользователей этой системы в России удвоилось: “Такому росту способствуют два ключевых обстоятельства. Во-первых, улучшилась общая экономическая ситуация в стране, в том числе в машиностроении и ВПК, и, как следствие, начались массовые закупки станков с ЧПУ и активное переоснащение промышленных предприятий. Во-вторых, прошла кардинальная реструктуризация дилерской сети Mastercam в России, которая даже повлекла за собой лишение ряда компаний прав продавать этот продукт за нарушение договорных обязательств или этических норм и одновременное привлечение других компаний (софтверных и продающих станки), в которых работают энтузиасты, приверженные Mastercam”.
Все поставщики сходятся на том, что главная причина такой положительной динамики — легализация. “С одной стороны, промышленные предприятия по ряду причин наконец начали серьезно относиться к вопросам лицензирования, и поэтому уже три-четыре года у поставщиков САПР продажи растут. С другой стороны, конкуренция, необходимость оперативно откликаться на запросы рынка, работа с западными партнерами и другие причины вынуждают предприятия применять современные информационные технологии в производственной деятельности”, — сказал Игорь Игонин, заместитель директора компании “Интермех”.
Серьезную роль также играет общий подъем производства в нашей стране. “Если есть что производить, то нужно знать, как производить, — объяснил Алексей Казаков, генеральный директор компании ADEM. — Без САПР здесь не обойтись”.
Рост рынка сопровождается усилением конкуренции. “Поскольку предприятия стали активно покупать лицензионные программы, поставщики начали бороться за заказчиков, — говорит Игорь Игонин. — В результате, как это ни печально, появилась конкуренция не между предлагаемыми решениями, а между ценовыми предложениями. Снижение стоимости, ниже рекомендованной вендором, неминуемо приводит к сокращению объема услуг по внедрению и техническому сопровождению, которые предоставляют реселлеры. А это, в свою очередь, зачастую влечет дискредитацию самого продукта в глазах пользователей”.
Растет давление и со стороны китов мира САПР. Ведь в последнее время западные компании проявляют интерес к развивающимся странам. Не являются исключением и ведущие мировые поставщики САПР. Все они увеличили инвестиции в развитие своего бизнеса в нашей стране. Результаты уже начинают проявляться. Например, фирма PTC стала уделять гораздо больше внимания локализации и адаптации продуктов под отечественные стандарты. “В версию Pro/Engineer 5, которая выйдет в нынешнем году, встроена поддержка русского языка. Это большое достижение, потому что раньше русификацией занимались местные реселлеры, — объяснила Галина Рыбалко, заместитель директора компании Solver, партнера PTC. — Кроме того, идет работа над внедрением стандартов ЕСКД — уже расписан план их реализации до 8-й версии Pro/Engineer”.
Отечественные игроки, конечно, замечают усиление конкуренции со стороны западных китов, но не считают это явление опасным. “Я думаю, что на нашем рынке все равно будут преобладать российские разработчики, — считает Алексей Казаков. — Заказчикам очень важна обратная связь с поставщиками, а с соотечественниками им договориться гораздо проще”.
Такой оптимизм радует, но следует учесть, что четверка ведущих западных компаний контролирует более 60% мирового рынка САПР и обладает бюджетами, несопоставимыми с тем, чем располагают отечественные разработчики. В таком случае нашим компаниям пригодилась бы поддержка со стороны государства. Однако, по единодушному мнению участников выставки, такой помощи как не было, так и нет. “Я бы сказал наоборот — наша компания сама поддерживает отечественных пользователей, — сказал Максим Богданов. — В этом году мы запустили программу бесплатной поставки ПО школам и вузам. Хорошо хоть, что государство взяло на себя тиражирование дисков”.
Правда, кое-какие меры госорганы всё-таки предпринимают. Например, Владимир Шелофаст, директор компании “НТЦ АПМ”, отметил, что в нынешнем году разработчиков освободили от уплаты НДС. Однако его коллеги считают, что с этим законом еще не всё ясно.
Тем не менее все поставщики сошлись на том, что главная задача государства — развивать производство. “Если российская промышленность будет подниматься, нам всем будет лучше”, — выразил общую точку зрения Александр Тимошин, генеральный директор компании Appius.
Продукты развиваются
Чтобы выжить в условиях усиления конкуренции, игроки активно расширяют свои продуктовые линейки, вкладывая в разработку немалые инвестиции. Так, у АСКОН, по словам Максима Богданова, 30% валовой выручки идет на разработку. У других эта доля еще выше. “Мы вкладываем в программистов 70% дохода от продаж, — рассказал Прокопий Николаев, директор по развитию компании “НТЦ ГеММа”. — Но сейчас опытный специалист — на вес золота. Поэтому мы сами растим свои кадры, вкладывая средства в их обучение. Это хорошие инвестиции”.
Фирма “НТЦ APM”, по словам Владимира Шелофаста, раньше направляла на разработку примерно 90% выручки, но теперь 30% пустила на маркетинг. У ADEM тоже прежде почти всё шло на развитие продуктов, но сейчас на это расходуется не более 50—60% дохода. “Если всё вкладывать в разработку, то на что тогда развивать бизнес?” — задал риторический вопрос Алексей Казаков. Компания Appius, как сказал Александр Тимошин, постоянно наращивает инвестиции в создание продуктов — в 2005-м она выделила на эти цели 250 тыс. долл., а в нынешнем году — примерно 500 тыс. долл.
Результаты этих инвестиций были представлены на “САПР-Экспо” в виде новинок. Так, АСКОН анонсировала “CAD Online” — совместный проект с интернет-магазином SoftKey. “Такой подход позволяет инженерам пробовать и использовать наши продукты, не устанавливая их на свой компьютер, — объяснил Олег Зыков. — Для начала в рамках этого проекта мы запустили “Справочник конструктора” — он не зависит от САПР и уже вызвал большой интерес”.
“Интермех” демонстрировала очередные версии продуктов Search, Techcard и Cadmech, а также представила новое поколение системы Intermech Professional Solutions (IPS). “IPS построена с использованием самых современных технологий и предназначена для управления всей информацией об изделиях: от концептуального дизайна до сдачи в производство, от изготовления отдельных экземпляров и партий до утилизации отслуживших свой срок изделий. Это многозвенная система клиент — сервер, функционирующая на платформе Microsoft.NET Framework”, — рассказал Игорь Игонин.
“НТЦ APM” не просто обновила линейку, а вышла в новую область. “Мы занимаемся программами для инженерных расчетов и уже много лет развиваем продукт APM WinMachine. Но в этом году выпустили новый инструмент APM Civil Engineering, ориентированный на строительное проектирование”, — сообщил Владимир Шелофаст.
Appius объявила о том, что компания “1С” недавно выпустила для промышленных предприятий новый комплекс “1С: Машиностроение”. “В этом продукте используются наши технологии”, — подчеркнул Александр Тимошин. Фирма “НТЦ ГеММа” представила “ГеММа — 3D” V10 — новую версию системы геометрического моделирования и программирования обработки для станков с ЧПУ, которую разрабатывала три года.
Это, конечно, далеко не полный список новинок, с которыми можно было ознакомиться на выставке. На самом деле их было гораздо больше.
Это сладкое слово “интеграция”
Развивая собственные продукты, поставщики понимают, что охватить все направления промышленной автоматизации своими силами невозможно. А поскольку в настоящее время на рынке востребованы комплексные решения, им приходится объединять усилия друг с другом.
“Сейчас следует действовать сообща, — считает Алексей Казаков. — Ведь на предприятиях уже применяются те или иные системы. Но нужно сделать так, чтобы они работали эффективно. Для этого необходимо обеспечить передачу данных из одной системы в другую”.
Поставщики уже работают в этом направлении. Например, “НТЦ ГеММа” предпринимает усилия по интеграции своей специализированной системы в общие комплексы проектирования и производства. “Мы хотим, чтобы наш продукт взаимодействовал с распространенными комплексными пакетами, представленными на рынке”, — поделился планами Прокопий Николаев.
Но сейчас речь идет об интеграции не только отдельных инструментов САПР, но и об объединении САПР с системой управления предприятием (ERP) для создания единого информационного пространства предприятия. Однако по вопросу о востребованности таких комплексов мнения игроков разделились.
Одни считают, что сейчас такие проекты еще не актуальны. “Не стоит отрываться от жизни. Реально в интеграции ERP с САПР нуждается меньше 10% предприятий — они хотя бы готовы к этому. А у многих еще даже не реализована цепочка передачи цифровых данных от конструктора к технологу, — посетовала директор представительства Autodesk по маркетингу Анастасия Морозова. — Я не говорю, что такая интеграция не нужна, просто сейчас подавляющему большинству необходимо наладить процессы в конструкторско-технологических подразделениях, и это может обеспечить значительное повышение производительности”.
Но другие придерживаются иной точки зрения. По словам Александра Тимошина, ERP-продукты востребованы в промышленности, потому что позволяют посчитать себестоимость продукции. “Например, такая система жизненно нужна оборонным предприятиям, выполняющим госзаказ, — уверен он. — Ведь в нынешних условиях инфляции у них падает маржа. Интеграция с САПР осуществляется легко через систему управления инженерными данными”.
Однако все игроки согласились с тем, что главным препятствием на пути внедрения таких решений является изменение подхода к организации работы на предприятии. “Если, допустим, система управления инженерными данными реализуется не как электронный архив, а в качестве средства обмена проектной информацией, это накладывает определенные требования на работу конструктора. Но самое сложное — изменение сознания инженерного персонала”, — поделился опытом Александр Тимошин.
Есть и другие проблемы, на одну из которых указал Максим Егоров, генеральный директор компании NanoSoft: “На рынке САПР не хватает системных интеграторов, способных внедрять сложные проекты. О реализации комплексных проектов САПР и интеграции с ERP мы сможем говорить тогда, когда такие интеграторы появятся в нужном количестве”.
Важную роль в комплексной автоматизации играет поддержка руководителей организации. Но с этим тоже есть проблемы. Так, Владимир Шелофаст отметил недостаточную компетентность людей, управляющих предприятиями: “Нам надо формировать этот рынок самим и повышать уровень грамотности заказчиков путем обучения, выпуска учебных версий наших программ и т. д.”
Что дальше?
Отрасль САПР тесно связана с сектором реального производства, в котором наметился спад. Поэтому игроков не может не беспокоить нынешняя непростая экономическая ситуация.
Кое-где уже ощущаются признаки застоя. По словам Елены Конвисар, в промышленно-гражданском строительстве, замедление темпов развития уже чувствуется, но пока еще неясно, насколько серьезным оно будет. В связи с этим некоторые поставщики полагают, что в следующем году оборот может сократиться.
Но тем не менее они стараются смотреть в будущее с оптимизмом, в надежде, что кризис откроет новые возможности. “Когда начинается спад, предприятия стараются повысить конкурентоспособность и зачастую обращаются к ИТ для увеличения эффективности труда, — сказала Анастасия Морозова. — Возможно, именно поэтому в России продажи западных систем очень активно поднимались именно во время кризиса. Я не думаю, что нынешние проблемы в экономике негативно отразятся на нашем бизнесе”.
Другой положительный фактор выделил Максим Егоров: “Во время экономического спада компаниям нельзя почивать на лаврах, а нужно активно действовать. Для отечественных поставщиков кризис — это шанс для роста”.