Исследовательское агентство Economist Intelligence Unit опубликовало ежегодный отчет, содержащий результаты ранжирования электронной готовности (e-readiness) 69 стран мира в 2007 г. Использованная для ранжирования модель оценивает технологические, экономические, политические и социальные аспекты развития стран, а также их совокупное воздействие на их соответствующие информационные экономики.

Электронная готовность определяется как возможность использовать инфраструктуру информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) и предоставлять условия для применения ИКТ населению, бизнесу и правительствам с целью получения выгоды. Практика показала, что чем больше страна использует онлайновые технологии, тем выше вероятность того, что ее экономика будет становиться все более прозрачной и эффективной. Представленные ниже результаты ранжирования позволят правительствам измерить успехи своих технологических инициатив и сравнить их с успехами других стран. Кроме того, компании, планирующие инвестировать онлайновые технологии и операции, имеют возможность выбрать страны для наиболее многообещающих инвестиций в ИКТ.

Методика оценки

Ранжирование электронной готовности проводилось по взвешенной совокупности почти ста количественных и качественных критериев, объединенных в шесть различных категорий, которые измеряют те или иные компоненты социального, политического, экономического и технологического развития страны. Главный принцип, положенный в основу ранжирования, состоит в том, что цифровые технологии являются основой бизнеса и что эффективность внедряемых цифровых транзакций определяется степенью благоприятствования окружающей среды. Электронная готовность определяется не только количеством компьютеров, линий широкополосной связи и мобильных телефонов в стране, но также и тем, насколько умело граждане могут использовать эти технологии, каков уровень прозрачности бизнеса, в какой степени правительства поощряют использование цифровых технологий.

В целом все показатели объединены в шесть категорий, каждая из которых имеет свой вес в обобщенном показателе ранжирования:

1.  Уровень связности и технологическая инфраструктура (Connectivity and technology infrastructure), вес 20%. В число основных показателей входят: распространенность широкополосных сетей; доступность широкополосных сетей; распространенность мобильной связи; распространенность Интернета; распространенность персональных компьютеров; распространенность метода доступа Wi-Fi; степень безопасности Интернета; электронная идентификация. 2.  Бизнес-среда (Business environment), вес 15%. В число основных показателей входят: общая политическая среда страны; макроэкономическая среда; рыночные возможности; политика по отношению к частным предприятиям; политика по отношению к иностранным инвестициям; внешняя торговля и режимы торговли; налоговый режим; финансирование; рынок труда.

3.  Социальная и культурная среда (Social and cultural environment), вес 15%. Основные показатели: уровень образования в стране; уровень грамотности с точки зрения использования Интернета; степень развития предпринимательства; техническая квалификация рабочей силы; показатели инновационности.

4. Юридическая среда (Legal environment), вес 10%. Основные показатели: эффективность традиционных правовых регламентов страны; законодательство в области Интернета; уровень цензуры СМИ; легкость регистрации нового бизнеса.

5. Правительственная политика и видение информатизации госсектора (Government policy and vision), вес 15%. Основные показатели: затраты правительства на ИКТ в виде доли затрат на них в валовом внутреннем продукте; стратегия цифрового развития страны; стратегия развития электронного правительства; развитие онлайновых государственных закупок.

6. Признание необходимости применения ИКТ со стороны потребителей и бизнеса (Consumer and business adoption), вес 25%. Основные показатели: удельные (на душу населения) затраты на ИКТ в стране; уровень развития электронной коммерции и онлайновой торговли; готовность к предоставлению онлайновых услуг для граждан и бизнеса.

Результаты исследования

В табл. 1 приведены интегральные данные по ранжированию электронной готовности регионов и стран в виде баллов, рассчитываемых по 10-балльной шкале, в основных регионах мира для 2006 и 2007 гг. Главный вывод из неё данных состоит в том, что цифровой разрыв в глобальном мире по-прежнему сохраняется.

В табл. 2 сокращенно представлены интегральные данные по ранжированию исследуемых стран в 2007 г., а также аналогичные данные, полученные в 2006 г. Согласно этой таблице Россия с 52-го места в 2006-м переместилась на 57-е, то есть ее ранг ухудшился. Отсюда проблематичным становится вхождение России в 2015 г. в первую двадцатку стран по развитию информационного общества, как это определено в “Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации” (№ Пр-212, утверждена Президентом РФ Путиным 7 февраля 2008 г.).

Электронная готовность стран по отдельным категориям показателей ранжирования представлена в табл. 3. В России в 2007 г. хуже всего дело обстояло с категорией “Правительственная политика и видение информатизации госсектора” -- значение этого показателя практически замыкает имеющийся ряд, не считая Ирана. Наиболее высокое значение в России имеет категория “Бизнес-среда”.

Основные итоги исследования “электронной готовности”

Известно, что существуют различные пути и подходы к повышению электронной готовности. Для этого необходимы инвестиции не только в технологии, но и в человеческий капитал, содействие созданию благоприятного климата для бизнеса, создание благоприятных деловых и юридических условий для ведения онлайновой деятельности и ряд других мероприятий. Наряду с этим развитие электронной готовности должно сопровождаться готовностью по проведению экспериментов с новыми бизнес-моделями и бизнес-процессами, которые направлены на продвижение стран к желаемому результату даже при отсутствии тех или иных инфраструктурных компонентов. Например, мобильное банковское обслуживание оказалось успешным в развивающихся экономиках таких стран, как Филиппины и Афганистан, в первую очередь потому, что там недостаточен уровень развития инфраструктуры других видов банковского обслуживания. В то же время в экономиках с хорошо развитой инфраструктурой типа Tайваня, имеющего эффективные широкополосные сети и сети ATM, мобильное банковское обслуживание должно получить распространение на основе уже существующей сетевой инфраструктуры. Иначе говоря, конечная цель всех трех стран одна и та же: обеспечить потребителей мультиплексными эффективными цифровыми каналами, позволяющими реализовать мобильное банковское обслуживание. Проведенное исследование показало, что в каждой стране бизнес находит и реализует различные ИКТ-решения для достижения поставленных задач.

В конечном счете сами пользователи определяют, какая совокупность приложений и услуг будет наиболее эффективной для онлайновой передачи или обработки бизнес-транзакций. В настоящий момент передача сообщений по электронной почте, например, является наиболее дешевым и эффективным способом взаимодействия с друзьями и деловыми партнерами; она становится основным приложением для реализации других видов сервиса: онлайновое управление взаимоотношениями с клиентами, технологии VoIP, организация сети социальных сайтов, порталы электронной коммерции B2B, передача мобильных электронных сообщений и т. д. В то же время передача видео по Интернету или мобильному телефону пока не относится к критически важным услугам для большинства людей, однако эта технология может доказать свою полезность и, вполне вероятно, в перспективе сможет привести к появлению дополнительных видов услуг.

Во многих странах бизнес находит различные способы использования ИКТ, создавая новые модели предоставления услуг и добиваясь таким образом существенных выгод для себя и своих национальных экономик. Так, Индия дает наиболее известный пример ИТ-аутсорсинга и теперь знаниеориентированные отрасли индийской промышленности стали сильно зависеть от степени развития сетей, предоставляющих соответствующие услуги. Такие страны, как Румыния, Болгария, Бразилия, Филиппины, Вьетнам и ряд других развивающихся стран, также создают аутсорсинговые сектора экономики, которые ориентированы на извлечение реальных материальных и экономических выгод.

Приведенные примеры подкрепляют вывод о том, что повышение электронной готовности является многовариантной задачей и может идти различными путями и способами.

Таблица 1. Ранжирование электронной готовности регионов (источник: Economist Intelligence Unit, 2007)

Регион мира

Оценка э-готовности в 2006 году, баллов Оценка э-готовности в 2007 году, баллов

Северная Америка

8,58

8,62

Западная Европа

7,99

8,07

Азиатско-Тихоокеанский регион

6,10

5,77

Центральная и Восточная Европа

5,35

5,07

Латинская Америка

5,21

4,91

Средний Восток и Африка

5,02

4,76

Таблица 2. Ранжирование электронной готовности по 69 странам (сокращено, источник: Economist Intelligence Unit, 2007)

Ранг в 2007 году

Ранг в 2006 году

Страна

Оценка в 2007 году, баллов

Оценка в в 2006 году, баллов

1

1

Дания

8,88

9,00

 2

2

США

8,85

8,88

 2

4

Швеция

8,85

8,74

 4

10

Гонконг

8,72

8,36

 5

3

Швейцария

8,61

8,81

 6

13

Сингапур

8,60

8,24

 7

5

Великобритания

8,59

8,64

 8

6

Нидерланды

8,50

8,60

 9

8

Австралия

8,46

8,50

10

7

Финляндия

8,43

8,55

54

53

Индия

4,66

4,04

54

56

Филиппины

4,66

4,41

56

57

Китай

4,43

4,02

57

52

Россия

4,27

4,14

58

55

Египет

4,26

4,30

59

58

Эквадор

4,12

3,88

60

61

Украина

4,02

3,62

69

65

Иран

3,08

3,15

Таблица 3. Ранжирование электронной готовности 69 стран по отдельным категориям в 2007 году (источник: Economist Intelligence Unit, 2007)
Страна Общий балл Значения в баллах по категориям показателей

Уровень связности и технологическая инфраструктура

Бизнес-среда

Социальная и культурная среда

Юриди-ческая среда

Правительственная политика и видение информатизации госсектора

Признание необходимости применения ИКТ потребителями и бизнесом

Дания

8,88

8,40

8,65

8,60

8,50

9,85

9,15

США

8,85

8,10

8,59

8,80

9,00

9,00

9,50

Швеция

8,85

8,60

8,40

8,20

8,50

9,70

9,35

Гонконг

8,72

8,50

8,62

6,80

9,70

9,10

9,50

Швейцария

8,61

9,60

8,53

7,60

8,25

9,00

8,40

Сингапур

8,60

8,10

8,67

7,00

8,55

9,40

9,45

Великобритания

8,59

8,30

8,65

7,80

8,50

8,65

9,25

Нидерланды

8,50

8,30

8,58

7,60

8,50

9,35

8,65

Австралия

8,46

8,10

8,39

8,60

9,40

8,70

8,20

Финляндия

8,43

7,80

8,65

7,80

8,25

9,00

8,90

Индия

4,66

2,90

6,25

5,20

5,50

4,60

4,50

Филиппины

4,66

2,70

6,43

4,40

4,65

5,05

5,10

Китай

4,43

3,50

6,37

4,80

3,60

3,70

4,55

Россия

4,27

3,90

6,08

4,80

4,45

2,85

3,95

Египет

4,26

2,75

6,04

5,00

4,00

5,10

3,55

Эквадор

4,12

2,85

5,04

4,20

6,05

4,25

3,70

Украина

4,02

2,95

5,27

4,60

4,45

2,85

4,30

Иран

3,08

2,80

4,17

4,60

2,10

2,50

2,50