Исследовательское агентство Economist Intelligence Unit опубликовало ежегодный отчет, содержащий результаты ранжирования электронной готовности (e-readiness) 69 стран мира в 2007 г. Использованная для ранжирования модель оценивает технологические, экономические, политические и социальные аспекты развития стран, а также их совокупное воздействие на их соответствующие информационные экономики.
Электронная готовность определяется как возможность использовать инфраструктуру информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) и предоставлять условия для применения ИКТ населению, бизнесу и правительствам с целью получения выгоды. Практика показала, что чем больше страна использует онлайновые технологии, тем выше вероятность того, что ее экономика будет становиться все более прозрачной и эффективной. Представленные ниже результаты ранжирования позволят правительствам измерить успехи своих технологических инициатив и сравнить их с успехами других стран. Кроме того, компании, планирующие инвестировать онлайновые технологии и операции, имеют возможность выбрать страны для наиболее многообещающих инвестиций в ИКТ.
Методика оценки
Ранжирование электронной готовности проводилось по взвешенной совокупности почти ста количественных и качественных критериев, объединенных в шесть различных категорий, которые измеряют те или иные компоненты социального, политического, экономического и технологического развития страны. Главный принцип, положенный в основу ранжирования, состоит в том, что цифровые технологии являются основой бизнеса и что эффективность внедряемых цифровых транзакций определяется степенью благоприятствования окружающей среды. Электронная готовность определяется не только количеством компьютеров, линий широкополосной связи и мобильных телефонов в стране, но также и тем, насколько умело граждане могут использовать эти технологии, каков уровень прозрачности бизнеса, в какой степени правительства поощряют использование цифровых технологий.
В целом все показатели объединены в шесть категорий, каждая из которых имеет свой вес в обобщенном показателе ранжирования:
1. Уровень связности и технологическая инфраструктура (Connectivity and technology infrastructure), вес 20%. В число основных показателей входят: распространенность широкополосных сетей; доступность широкополосных сетей; распространенность мобильной связи; распространенность Интернета; распространенность персональных компьютеров; распространенность метода доступа Wi-Fi; степень безопасности Интернета; электронная идентификация. 2. Бизнес-среда (Business environment), вес 15%. В число основных показателей входят: общая политическая среда страны; макроэкономическая среда; рыночные возможности; политика по отношению к частным предприятиям; политика по отношению к иностранным инвестициям; внешняя торговля и режимы торговли; налоговый режим; финансирование; рынок труда.
3. Социальная и культурная среда (Social and cultural environment), вес 15%. Основные показатели: уровень образования в стране; уровень грамотности с точки зрения использования Интернета; степень развития предпринимательства; техническая квалификация рабочей силы; показатели инновационности.
4. Юридическая среда (Legal environment), вес 10%. Основные показатели: эффективность традиционных правовых регламентов страны; законодательство в области Интернета; уровень цензуры СМИ; легкость регистрации нового бизнеса.
5. Правительственная политика и видение информатизации госсектора (Government policy and vision), вес 15%. Основные показатели: затраты правительства на ИКТ в виде доли затрат на них в валовом внутреннем продукте; стратегия цифрового развития страны; стратегия развития электронного правительства; развитие онлайновых государственных закупок.
6. Признание необходимости применения ИКТ со стороны потребителей и бизнеса (Consumer and business adoption), вес 25%. Основные показатели: удельные (на душу населения) затраты на ИКТ в стране; уровень развития электронной коммерции и онлайновой торговли; готовность к предоставлению онлайновых услуг для граждан и бизнеса.
Результаты исследования
В табл. 1 приведены интегральные данные по ранжированию электронной готовности регионов и стран в виде баллов, рассчитываемых по 10-балльной шкале, в основных регионах мира для 2006 и 2007 гг. Главный вывод из неё данных состоит в том, что цифровой разрыв в глобальном мире по-прежнему сохраняется.
В табл. 2 сокращенно представлены интегральные данные по ранжированию исследуемых стран в 2007 г., а также аналогичные данные, полученные в 2006 г. Согласно этой таблице Россия с 52-го места в 2006-м переместилась на 57-е, то есть ее ранг ухудшился. Отсюда проблематичным становится вхождение России в 2015 г. в первую двадцатку стран по развитию информационного общества, как это определено в “Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации” (№ Пр-212, утверждена Президентом РФ Путиным 7 февраля 2008 г.).
Электронная готовность стран по отдельным категориям показателей ранжирования представлена в табл. 3. В России в 2007 г. хуже всего дело обстояло с категорией “Правительственная политика и видение информатизации госсектора” -- значение этого показателя практически замыкает имеющийся ряд, не считая Ирана. Наиболее высокое значение в России имеет категория “Бизнес-среда”.
Основные итоги исследования “электронной готовности”
Известно, что существуют различные пути и подходы к повышению электронной готовности. Для этого необходимы инвестиции не только в технологии, но и в человеческий капитал, содействие созданию благоприятного климата для бизнеса, создание благоприятных деловых и юридических условий для ведения онлайновой деятельности и ряд других мероприятий. Наряду с этим развитие электронной готовности должно сопровождаться готовностью по проведению экспериментов с новыми бизнес-моделями и бизнес-процессами, которые направлены на продвижение стран к желаемому результату даже при отсутствии тех или иных инфраструктурных компонентов. Например, мобильное банковское обслуживание оказалось успешным в развивающихся экономиках таких стран, как Филиппины и Афганистан, в первую очередь потому, что там недостаточен уровень развития инфраструктуры других видов банковского обслуживания. В то же время в экономиках с хорошо развитой инфраструктурой типа Tайваня, имеющего эффективные широкополосные сети и сети ATM, мобильное банковское обслуживание должно получить распространение на основе уже существующей сетевой инфраструктуры. Иначе говоря, конечная цель всех трех стран одна и та же: обеспечить потребителей мультиплексными эффективными цифровыми каналами, позволяющими реализовать мобильное банковское обслуживание. Проведенное исследование показало, что в каждой стране бизнес находит и реализует различные ИКТ-решения для достижения поставленных задач.
В конечном счете сами пользователи определяют, какая совокупность приложений и услуг будет наиболее эффективной для онлайновой передачи или обработки бизнес-транзакций. В настоящий момент передача сообщений по электронной почте, например, является наиболее дешевым и эффективным способом взаимодействия с друзьями и деловыми партнерами; она становится основным приложением для реализации других видов сервиса: онлайновое управление взаимоотношениями с клиентами, технологии VoIP, организация сети социальных сайтов, порталы электронной коммерции B2B, передача мобильных электронных сообщений и т. д. В то же время передача видео по Интернету или мобильному телефону пока не относится к критически важным услугам для большинства людей, однако эта технология может доказать свою полезность и, вполне вероятно, в перспективе сможет привести к появлению дополнительных видов услуг.
Во многих странах бизнес находит различные способы использования ИКТ, создавая новые модели предоставления услуг и добиваясь таким образом существенных выгод для себя и своих национальных экономик. Так, Индия дает наиболее известный пример ИТ-аутсорсинга и теперь знаниеориентированные отрасли индийской промышленности стали сильно зависеть от степени развития сетей, предоставляющих соответствующие услуги. Такие страны, как Румыния, Болгария, Бразилия, Филиппины, Вьетнам и ряд других развивающихся стран, также создают аутсорсинговые сектора экономики, которые ориентированы на извлечение реальных материальных и экономических выгод.
Приведенные примеры подкрепляют вывод о том, что повышение электронной готовности является многовариантной задачей и может идти различными путями и способами.
Регион мира |
Оценка э-готовности в 2006 году, баллов | Оценка э-готовности в 2007 году, баллов |
---|---|---|
Северная Америка |
8,58 |
8,62 |
Западная Европа |
7,99 |
8,07 |
Азиатско-Тихоокеанский регион |
6,10 |
5,77 |
Центральная и Восточная Европа |
5,35 |
5,07 |
Латинская Америка |
5,21 |
4,91 |
Средний Восток и Африка |
5,02 |
4,76 |
Ранг в 2007 году |
Ранг в 2006 году |
Страна |
Оценка в 2007 году, баллов |
Оценка в в 2006 году, баллов |
---|---|---|---|---|
1 |
1 |
Дания |
8,88 |
9,00 |
2 |
2 |
США |
8,85 |
8,88 |
2 |
4 |
Швеция |
8,85 |
8,74 |
4 |
10 |
Гонконг |
8,72 |
8,36 |
5 |
3 |
Швейцария |
8,61 |
8,81 |
6 |
13 |
Сингапур |
8,60 |
8,24 |
7 |
5 |
Великобритания |
8,59 |
8,64 |
8 |
6 |
Нидерланды |
8,50 |
8,60 |
9 |
8 |
Австралия |
8,46 |
8,50 |
10 |
7 |
Финляндия |
8,43 |
8,55 |
… |
… |
… |
… |
… |
54 |
53 |
Индия |
4,66 |
4,04 |
54 |
56 |
Филиппины |
4,66 |
4,41 |
56 |
57 |
Китай |
4,43 |
4,02 |
57 |
52 |
Россия |
4,27 |
4,14 |
58 |
55 |
Египет |
4,26 |
4,30 |
59 |
58 |
Эквадор |
4,12 |
3,88 |
60 |
61 |
Украина |
4,02 |
3,62 |
… |
… |
… |
… |
… |
69 |
65 |
Иран |
3,08 |
3,15 |
Страна | Общий балл | Значения в баллах по категориям показателей | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Уровень связности и технологическая инфраструктура |
Бизнес-среда |
Социальная и культурная среда |
Юриди-ческая среда |
Правительственная политика и видение информатизации госсектора |
Признание необходимости применения ИКТ потребителями и бизнесом | ||
Дания |
8,88 |
8,40 |
8,65 |
8,60 |
8,50 |
9,85 |
9,15 |
США |
8,85 |
8,10 |
8,59 |
8,80 |
9,00 |
9,00 |
9,50 |
Швеция |
8,85 |
8,60 |
8,40 |
8,20 |
8,50 |
9,70 |
9,35 |
Гонконг |
8,72 |
8,50 |
8,62 |
6,80 |
9,70 |
9,10 |
9,50 |
Швейцария |
8,61 |
9,60 |
8,53 |
7,60 |
8,25 |
9,00 |
8,40 |
Сингапур |
8,60 |
8,10 |
8,67 |
7,00 |
8,55 |
9,40 |
9,45 |
Великобритания |
8,59 |
8,30 |
8,65 |
7,80 |
8,50 |
8,65 |
9,25 |
Нидерланды |
8,50 |
8,30 |
8,58 |
7,60 |
8,50 |
9,35 |
8,65 |
Австралия |
8,46 |
8,10 |
8,39 |
8,60 |
9,40 |
8,70 |
8,20 |
Финляндия |
8,43 |
7,80 |
8,65 |
7,80 |
8,25 |
9,00 |
8,90 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Индия |
4,66 |
2,90 |
6,25 |
5,20 |
5,50 |
4,60 |
4,50 |
Филиппины |
4,66 |
2,70 |
6,43 |
4,40 |
4,65 |
5,05 |
5,10 |
Китай |
4,43 |
3,50 |
6,37 |
4,80 |
3,60 |
3,70 |
4,55 |
Россия |
4,27 |
3,90 |
6,08 |
4,80 |
4,45 |
2,85 |
3,95 |
Египет |
4,26 |
2,75 |
6,04 |
5,00 |
4,00 |
5,10 |
3,55 |
Эквадор |
4,12 |
2,85 |
5,04 |
4,20 |
6,05 |
4,25 |
3,70 |
Украина |
4,02 |
2,95 |
5,27 |
4,60 |
4,45 |
2,85 |
4,30 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Иран |
3,08 |
2,80 |
4,17 |
4,60 |
2,10 |
2,50 |
2,50 |