Казалось, тема покупки фирмы Yahoo! компанией Microsoft закрыта окончательно и бесповоротно, особенно после того, как владелец крупного пакета акций Карл Айкан, ратовавший за продажу интернет-компании софтверной корпорации, отказался от рейдерских планов в обмен на три места в совете директоров Yahoo!. Одно место он занял сам, а два других — его соратники Франк Бионди, ранее бывший директором WaterView Advisors и Universal Studios, а также Джон Чэппл, экс-президент фирмы Hawkeye Investments и бывший исполнительный директор компании Nextel. К тому моменту г-н Айкан выкупил почти 5% Yahoo! и его угрозы выглядели вполне реальными. Но, как известно, если движение не удается победить, его надо возглавить, что и сделал Карл Айкан, вполне нашедший в итоге общий язык с руководством интернет-фирмы.
Инвестфонды не дремлют
Тем не менее поток “страдающих инвесторов”, жаждущих продать свои акции с премией, не пересыхает. В частности, инвестиционный фонд Mithras Capital Partners, владеющий 1,9 млн. акций Yahoo!, что составляет 0,14% от их общего числа, на днях предложил Microsoft и Yahoo! вновь вернутся за стол переговоров. Предложенная фондом цена составляет 22 долл. за акцию, что на 74% больше нынешней стоимости ценных бумаг Yahoo!. Члены Mithras Capital Partners уже направили соответствующие письма в Microsoft и Yahoo!, но представители как первой, так и второй компании комментировать предложение отказались. Напомним, что ранее, в начале 2008 г., корпорация изъявляла желание купить Yahoo!, предлагая за каждую акцию этой компании сначала 31, а затем и 33 долл. Сумма сделки могла достигнуть 47,5 млрд. долл., однако руководство Yahoo! ответило на щедрое предложение отказом. Позже Microsoft попыталась отдельно приобрести поисковый бизнес Yahoo!, однако и эти переговоры сделкой не завершились.
Но в настоящее время цена акций Yahoo! вошла в пике. В частности, с начала августа бумаги компании подешевели на 36%, а 9 октября 2008 г. и вовсе достигли пятилетнего минимума, составив 12,65 долл. за акцию. При этом падение за один только день достигло 8%. Финансовый кризис, как полагают эксперты, может заставить стороны активизировать переговоры. Не секрет, что Microsoft стремится догнать компанию Google, ушедшую в интернет-отрыв, но пока это у корпорации получается не слишком хорошо: Google является бесспорной законодательницей интернет-моды, а Microsoft достается роль вечного догоняющего.
“Невезучий поисковик” ищет друзей
Ходят слухи о том, что менеджмент Yahoo! не сидит сложа руки, глядя на падающую цену своих акций, а ведет переговоры с AOL. Якобы уже в этом году “невезучий поисковик”, как его называют некоторые блоггеры, поглотит все активы “Америки Онлайн” за исключением подразделения, отвечающего за модемный доступ в Интернет. Сумма сделки и детали соглашения пока не раскрываются, но если такое произойдет, на рынке возникнет игрок, владеющий почти половиной всех бесплатных почтовых сервисов. Кроме того, объединенное предприятие получит в свое распоряжение сразу три популярные службы быстрых сообщений: ICQ, Yahoo! Messenger и AOL Instant Messenger. Идея такого слияния не нова: компания Time Warner, владелец AOL, предлагала такой вариант еще весной 2008 г., после того, как Microsoft впервые заявила о своем желании купить Yahoo!. По сведениям, полученным от инсайдеров, компания Time Warner тяготится AOL и мечтает его хоть кому-то продать.
Волнения рядовых рекламодателей
Еще одной новостью, имеющей отношение к Yahoo!, стал перенос рекламной сделки с фирмой Google, долгосрочное соглашение с которой интернет-фирма заключила в середине июня 2008 г. после прекращения переговоров о слиянии с Microsoft. По условиям контракта, рекламные ссылки Google в течение четырех лет будут демонстрироваться пользователям поисковой службы Yahoo!, проживающим в США и Канаде. Для этого будет использоваться технология Google AdSense, причем получать плату от рекламодателей будет Google. Впоследствии, по условиям договора, выручка будет поделена между двумя компаниями. После истечения четырехлетнего срока соглашения оно может быть продлено еще на шесть лет. Официальная причина, по которому заключение договора было отложено, — желание предоставить антимонопольным органам США больше времени для тщательного рассмотрения сделки. Аналитики высказывают опасения, что договор негативно повлияет на конкуренцию в сфере контекстной рекламы и ограничит выбор рекламодателей, что приведет к росту цен. В случае, если контракт будет заключен, Google и Yahoo! получат в свое распоряжение 90% рынка контекстной рекламы. В Министерство юстиции США уже начали поступать письма протеста — в частности, гневную бумагу направила Ассоциация национальных рекламодателей США.