15 октября в Москве прошла конференция "IT-лидер"/"ИТ для повышения эффективности бизнеса в ключевых сегментах экономики". Состоявшийся в её рамках доклад главы компании “Крок” Бориса Бобровникова показался нам наиболее актуальным и, по существу, программным, поэтому приводим его полностью.
Борис Бобровников: В 1996-м или в 1995 г. один из менеджеров компании “Филипп-Моррис” в России сказал мне: “Знаешь, Борис, когда человеку плохо, он пьёт и курит, а когда хорошо — он курит и пьёт.” Поэтому потребность в продукции этой компании вечная, поскольку она выпускает сейчас не только табачные изделия, но и алкоголь. Мне кажется, что аналогичная ситуация и с ИТ и в нынешнее время сокращать затраты на ИТ просто безумие. Хотя есть такая поговорка, сапожник без сапог, но мы, как компания, последние восемь лет достаточно много инвестировали в развитие у себя ERP-системы, бюджетирование, кучу разных примочек и т. д. Последние два года мы практически в онлайне знаем всё о проекте — каковы затраты, какими они будут, что будет происходить. Мы гордимся тем, что вся компания знает, кто над чем работает каждый час своего времени, не говоря уже о финансовых вопросах. Я совершенно не представляю, что бы мы делали, если бы у нас этого не было — компания была бы принципиально другой.
В августе я собрал своих сотрудников, первое с чего я начал, – это увеличение инвестиций в ИТ. Понятно, что какие-то вещи мы назвали просто "бантиками" и отложили в долгий ящик. Это привело к хорошему результату, хотя степень падения рынка ещё не до конца известна, но мы чувствовали бы себя менее уверенно, если бы этого не сделали.
Все бизнесы сейчас, хотят они этого или не хотят, занимаются повышением эффективности работы. Тупо что-то срезать — это значит просто закопать себя, если не сейчас, то через какое-то количество месяцев, когда все придут в себя и начнётся более жёсткая конкуренция.
Снижение издержек — как можно посчитать реальные издержки без ИТ?
Повышение оперативности принятия решений. Особенность этого кризиса — очень быстрое протекание процессов. Поэтому мы должны быстро реагировать. Без ИТ это тоже невозможно.
Контроль прихода и расхода денег. Если мы их не контролируем, хотя бы на какой-то период времени, то управление рисками становится невозможным. В отсутствие объективной информации, прозрачности как владельцы компаний будут делать правильные шаги? Сейчас они пугаются, судя по всему, значительно больше, чем следовало бы, потому что ни для кого не секрет, что падение индексов в США, Европе и в России гораздо ниже падения реальной стоимости рыночных компаний, т. е. имеет место нонсенс, когда бухгалтерская стоимость компании выше рыночной. Такого в природе не бывает, и это говорит о том, что кризис эмоционально-панический, что подтверждает теорию, что инвесторы люди эмоциональные, а не прагматические. В тот самый момент когда владельцы бизнеса поддаются эмоциям, они начинают делать неправильные вещи. Поэтому важно снабжать их оперативной информацией, желательно в режиме онлайн. Если этого нет, то они начинают сокращать людей, что,с моей точки зрения, категорически неправильно. И директивы, которые идут по некоторым уважаемым крупным российским компаниям “сократить каждого второго человека в непрофильном бизнесе” неправильны, поскольку часто непрофильный бизнес сам по себе представляет большую ценность. Оперативность зачастую важнее, чем контроль над расходами.
Проводить аналогии с 1998 г. бессмысленно, но замечу, что тогда некоторые западные компании воспользовались кризисом, чтобы увеличить свою долю рынка — они сделали программы поддержки партнёров, продлили им кредитные линии. Например, Cisco Systems таким образом за год увеличила свою долю рынка процентов на 40. Вот что означает активная позиция.
Во время прошлого кризиса выжили практически все компании, но те из них, которые проявили активность, выжили с гораздо большей долей рынка. У меня такое впечатление, что все сейчас начали заниматься пресейлом. Все активизировали свои программы.
Понятно, что следующий год будет непростым, инвестиционные программы сокращаются, но жизнь после кризиса не заканчивается.
Соответственно сейчас ERP, а особенно OLAP, — это то, что необходимо. Мы, например, сумели очень быстро запустить у себя программы анализа публикаций СМИ, сообщений наших партнёров и новостей с бирж по неблагонадёжности наших заказчиков. Мы мгновенно построили базу данных и теперь её пополняем. Если мы чувствуем, что у кого-то из заказчиков начались проблемы, то это не означает, что с ним не нужно работать, просто это следует делать более осторожно.
О непрерывности бизнеса я не буду говорить — понятно, что происходит, если информационная система остановится хотя бы на полчаса, особенно если в это время проходят важные переговоры.
Что касается издержек. Последние десять лет были идеальны для рынка вообще и для ИТ-рынка в частности. Такое не повторяется, потому что бывает раз в сто лет. Поэтому все расслабились. Вся страна, включая компании ИТ-рынка, констатирует следующее: доходы не растут или растут слабо при росте издержек процентов на 50. Таков диагноз рынка. В подобной ситуации кризис не мог не произойти — хорошо, что он начался в такой форме. Поэтому с издержками нужно что-то делать, а прежде чем что-то делать, нужно их просчитать.
Ценовая война может обостриться, но не факт, что она обострится во всех сегментах, поскольку может существенно сократиться и предложение из-за падения спроса. Компании, которые будут демпинговать, прекратят свое существование. Поэтому качественные ИТ-услуги не должны дешеветь. Здесь заказчикам следует выбирать, поскольку дешевизна может обернуться проблемами из-за нестабильности демпингующей компании.
Рынок услуг, по моим ощущениям, будет сейчас активно расти, поскольку должен вырасти аутсорсинг.
Давайте вспомним хорошо забытые со времени предыдущего кризиса приёмы. Это означает более точечное воздействие на заказчика, отказ от длинных проектов, если нет поэтапной оплаты, и др. Для принятия таких решений нужно больше информации.
Сейчас активизировались компании по покупке чужих бизнесов. Покупка чужого бизнеса всегда означает абсорбирование его, что весьма сложно, это болезненный процесс, требуется консолидация информации, и затраты на ИТ при этом безусловно возрастут.