В последнее время обрушились акции практически всех крупнейших ИТ-компаний мира. Так, ко второй декаде октября падение акций на технологической бирже NASDAQ в сравнении с началом сентября для AMD, IBM, Intel, Microsoft, Oracle, Red Hat, SAP, Sun и многих других составило от 20 до 50%!
С одной стороны, подобные колебания характерны для ИТ-рынка, и нередко сильные изменения курса могут быть вызваны косвенными слухами. Например, в 2006 г. акции Red Hat обвалились на 24% после того, как Ларри Эллисон, CEO Oracle, объявил о намерении предоставлять Linux-сервисы по низким ценам, но вскоре столь же быстро восстановились. Летом 2007-го акции Microsoft просели еще сильнее, нежели сейчас, да и курсы ценных бумаг IBM, Oracle, SAP и ряда других известных фирм в 2004--2006 гг. были близки к сегодняшнему “кризисному” уровню. Так что сегодня скорее происходит возврат стоимости компаний к их реальному значению.
Подбавили ажиотажа на мировых рынках и хакеры, которые этим летом получили полный доступ к восемнадцати серверам Всемирного банка и скачали неведомые объемы приватных данных, а также выполнили ряд неразглашенных манипуляций с финансовой информацией. Известно об этом стало лишь на днях, то есть служба информационной безопасности банка саму атаку пропустила. По сообщению FOX News, злоумышленники еще в апреле внедрили в банковскую сеть перехватчик клавиатуры, который до поры до времени собирал нужные пароли доступа с привилегиями администраторов. IP-адреса взломщиков, как утверждает ФБР, указывают на Китай.
С другой стороны, сегодняшнее одновременное падение множества курсов связано, конечно, с общемировым финансовым кризисом. Сильнее всего снизились акции ИТ-фирм, торгующих в напряженных конкурентных условиях виртуальным товаром, который либо сложен во внедрении и эксплуатации (мощные серверные технологии, крупные КИС), либо относится к второстепенным ИТ-потребностям (сервисные услуги по сопровождению). Заказчики начинают активно экономить, сокращать расходы на ИТ, при этом в первую очередь затрагиваются проекты, требующие кредитования, -- долгосрочное внедрение сложных КИС и многолетняя разработка заказного ПО.
Уменьшают расходы на закупку, внедрение и сопровождение софта организации из традиционно богатых сфер деятельности, где кризис сказывается особенно сильно. К ним относят области, развивающиеся за счет постоянного кредитования, — торговля, строительство, финансы. В начале следующего года, полагают эксперты, после антикризисного “вливания” большой массы денежных средств из стабилизационных фондов на фоне паники вкладчиков, спасающих свои деньги, серьезные проблемы испытают и банковские структуры, вынужденные учитывать растущую инфляцию. Значит, и они начнут экономить на ИТ.
Парадоксально, но чтобы выжить в безвозвратно изменившемся мире, многим компаниям придется научиться сокращать ИТ-расходы, но при этом еще активнее внедрять информационные системы, нацеленные на сопровождение рабочих процессов. В противном случае быстро проявятся все недоработки неповоротливых управленческих структур, более-менее удовлетворительно функционировавших еще нынешним летом, что приведет к новой волне банкротств, уже за пределами ИТ-сферы.
Информационный рынок, по мнению экспертов, станет наконец более прагматичным. Сократятся спонсорские бюджеты, меньше будут обсуждаться и продвигаться красивые термины вроде Web 2.0, ERP и ИТ-консалтинга. На этом фоне появятся практичные, удобные и дешевые продукты пока еще малоизвестных фирмочек, “размягчающие” корпоративную инфраструктуру, делающие ее гибче и эффективнее. По мнению аналитиков Gartner, после текущего спада быстро воспрянут компании, существующие за счет ИТ-сопровождения общедоступных систем (Linux и т. п.). Сейчас вследствие сокращения корпоративных ИТ-расходов они испытывают определенные трудности, однако уже в ближайшем будущем, отмечают эксперты IDC, объем рынка услуг по сопровождению open source-решений вырастет на 35%.
“Монстры” рынка КИС и заказной разработки софта испытают серьезное давление со стороны небольших мобильных компаний, способных предложить самые передовые технологии за малую стоимость, обеспечивающих внедрение не за годы, а за недели и даже дни и разрабатывающих софт с помощью передовых agile-методологий на порядок быстрее и лучше, нежели хорошо известные рыночные игроки. Их продукты при этом будут реализовываться на основе гибких решений, сочетающих возможности “конструкторов” из готовых модулей с множеством настроек и сред визуального программирования, предлагающих более мощные подходы к разработке (например, не императивные языки программирования, а функциональные).
Инвесторы, оправившись после нынешнего кризисного шока, видимо, столкнутся с проблемой отсутствия сфер вложений с невысоким риском. Скорее всего им будет выгоднее инвестировать высокорискованные ИТ-направления, потенциально способные принести быструю и высокую отдачу, — по вероятности потерь традиционные сферы деятельности все равно приблизятся к ним. Стимул к развитию получит множество инновационных фирм, однако вследствие кризиса сократятся слияния и объединения, и ИТ-рынки разобьются на множество мелких ниш с высокой конкуренцией, что, в частности, послужит стимулом развития и компьютерной прессы. Но в наибольшем выигрыше, надо полагать, в итоге окажется корпоративный и индивидуальный потребитель, которому будет предложен широкий выбор высокотехнологичных продуктов по малым ценам.