С того момента, как на коммерческом рынке был представлен первый миниатюрный видеотелефон Picturephone с крошечным экраном и встроенной камерой, созданный инженерами Bell Labs, прошло 44 года. Безусловно, в настоящее время любой видеотерминал обладает куда большими возможностями — ведь активное распространение систем видеоконференцсвязи (ВКС) началось еще в середине 90-х годов, когда с появлением ISDN, а потом и IP стали реальностью видеоконференции по высококачественным широкополосным каналам связи.
Судя по данным Wainhouse Research, к 2011 г. объем рынка видеоконференцсвязи во всем мире достигнет 30—40 млрд. долл. А вот цифры IDC выглядят более реалистично: 17 млрд. долл. к 2011-му. При этом, несмотря на оптимистичные оценки участников предыдущего тематического обзора по ВКС, российский рынок кардинально не увеличился: с 40—50 млн. долл. в прошлом году он вырос до 50—70 долл. в этом. Это не много по мировым меркам. Здесь сказывается определенное насыщение такими решениями сектора крупных государственных заказчиков и частных предприятий, снижение стоимости оборудования, а также весьма осторожное отношение к системам ВКС со стороны средних компаний, которые только и могут обеспечить масштабный рост в этом сегменте рынка. Но, невзирая на мировой финансовый кризис, в России продолжают реализовываться крупные проекты, в том числе и с дорогостоящими системами телеприсутствия, а также мобильными решениями ВКС.
Классификация и сфера применения
В настоящее время для крупных территориально распределенных компаний системы ВКС стали повседневным инструментом бизнес-общения. Как отмечает Максим Бусаров, в этом сегменте представлены и специальные переговорные с видеостенами, и видеокамеры на рабочих местах, и видеосистемы в обычных переговорных комнатах. Становятся также все более востребованными специально оборудованные конференц-залы операторов для проведения разовых переговоров. “Интересно, что представительства зарубежных компаний для сеансов видеосвязи в основном организуют собственные переговорные, в то время как отечественные предприятия проявляют одинаковый интерес как к приобретению собственного оборудования, так и к использованию специальных помещений на внешних узлах связи”, — констатировал Роман Акатов.
А вот мнение Сергея Епифанова: “Как правило, если в компании проводятся регулярные совещания и видеоконференции для менеджеров распределенных офисов, которые находятся не в одном городе и даже не в одной стране, такие заказчики предпочитают создавать инфраструктуру у себя, на своих площадках. Что же касается внешних узлов связи, то они чаще используются для разовых мероприятий — телемостов, презентаций и т. д.”.
В целом существует несколько основных типов решений ВКС для корпоративного рынка. Во-первых, это традиционные офисные системы, где видеосвязь монтируется внутри офисного здания и охватывает как руководство, так и мобильных пользователей. Здесь используются специальные видеопереговорные, а также множество оконечных устройств — от видеотерминалов до камер, подключенных к компьютерам, в том числе мобильным. Главное в подобных системах, считают эксперты из компании Tandberg, — с минимумом затрат развернуть систему с наилучшими показателями качества изображения и звука и средней функциональностью.
“Отмечу, — сказал Максим Бусаров, — что технологии ВКС позволяют совместно работать с документами, прослушивать аудиофайлы и просматривать и видео, и это серьезно расширяет области их применения, не ограничивая лишь уровнем топ-менеджеров. С помощью видеоконференцсвязи сотрудники компаний проводят семинары, презентации, внутренние совещания, обучение, переговоры с партнерами”.
Интересное решение подобного типа можно встретить, к примеру, в главном здании Российской таможенной академии в Люберцах (Московская область), где всего за четыре месяца компания “РТА-Инжиниринг” установила комплексную систему автоматизации, которая обеспечивает оптимизацию процесса обучения будущих таможенников. Сегодня технологические возможности учебного специального тренировочного класса РТА позволяют моделировать реальные условия работы таможенной службы. Во время занятий в таком классе студенты могут присоединиться к конференции в ситуационном центре и имитировать связь с удаленными таможенными постами.
Системы видеоконференцсвязи включаются и в более глобальные проекты: к примеру, в МВД это единая информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел, которая представляет собой территориально распределенную автоматизированную систему, реализованную на единой аппаратно-программной платформе с внедренными комплексами средств автоматизации регионального и федерального уровней. Только летом этого года “ТехноСерв А/С” поставил для этого решения 45 персональных видеотерминалов системы видеоконференцсвязи. К слову, в начале года на официальном сайте госзакупок РФ комплексный проект по приобретению ВКС-оборудования был отмечен и у Федеральной службы охраны, но его подробности по известным причинам не уточняются. Средства ВКС стали неотъемлемой частью выстроенной в стране за последние годы единой системы ситуационных центров (СЦ). Среди них — СЦ Президента России и такой же объект для Администрации Президента.
Во-вторых, это системы, установленные в удаленных подразделениях и филиалах компаний; вдобавок к тому, что указано в первом варианте, в данном случае проводится модернизация комнат для видеосвязи под системы телеприсутствия. Кроме того, помимо рабочих и производственных совещаний ВКС используется для обучения сотрудников и проведения собеседований при приеме на работу. В качестве примера можно привести торговую компанию “Евросеть”, у которой подобная система внедрена во многих регионах страны как на собственных, так и на арендованных каналах связи.
В целом, по информации экспертов Tandberg, заказчиками таких ВКС-систем в России являются крупные коммерческие компании национального масштаба, работающие в банковской сфере, в нефтегазовой и других отраслях промышленности. Целью большинства организаций, приобретающих системы ВКС, является повышение эффективности основной деятельности и улучшение управления, в том числе распределенными структурами. Кроме того, традиционно значимыми потребителями систем ВКС остаются телемедицинские центры и структуры кризисного реагирования.
За последнее время высококачественными системами видеосвязи и телеприсутствия обзавелось множество компаний. К примеру, для ФГУП “Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации” система ВКС стала настоящим спасением, помогающим контролировать 20 региональных офисов. Раньше для этого требовалось регулярное проведение совещаний с представителями регионов, однако организация очных встреч в Москве не только занимала много времени, но и оказывалась весьма дорогостоящей. Теперь это в прошлом: система ВКС на базе Microsoft Office Communications Server 2007 позволяет обеспечить сотрудников простыми средствами обмена мгновенными сообщениями, передачи файлов, голоса и видео.
Интересным решением можно считать проект судебного департамента при Верховном суде РФ, курирующего построение ГАС “Правосудие”, к которой подключено свыше 180 верховных, краевых, областных и приравненных к ним судов и управлений Верховного суда. Входящая в ГАС “Правосудие" система видеоконференцсвязи позволяет соблюсти права осужденных, содержащихся под стражей, если те заявляют о своем желании участвовать при разборе своего дела в судебном зале. В 11 залах Верховного суда, оснащенных комплексами ВКС, в виртуальном режиме проходит 99% заседаний по уголовным и надзорным делам.
Пользуются системами ВКС и в Генпрокуратуре, к примеру на заседаниях коллегии. В ходе сеансов видеоконференцсвязи компания “РТКомм” обеспечивает соединение с семью управлениями Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах.
В-третьих, это системы, которые используются для оперативной видеосвязи в промышленности и других отраслях экономии (медицине, торговле и т. д.). То есть терминалы видеосвязи можно встретить не только в офисах, но и на буровых платформах (ряд проектов нефтяных компаний у норвежского побережья), в комнатах летных заданий боевых авиаполков (ВВС Германии), на постах технического обслуживания авторемонтных мастерских (заводы “Форд” или “Фольксваген”) и т. д. По мнению экспертов Tandberg, такие решения наиболее часто используются в глобальных территориально распределенных компаниях, действующих в масштабах страны, континента или всего мира, — там, где имеется значительное количество филиалов и необходим оперативный простор для принятия решений, но под контролем центрального офиса. Фактически для таких организаций ВКС или системы телеприсутствия — это возможность апгрейда своих бизнес-процессов, а также резкого повышения производственных показателей за счет получения самой оперативной информации для принятия решений на уровне руководства подразделений, причем удаленных друг от друга на тысячи километров. Кроме того, в любом бизнесе возникают обстоятельства, которые невозможно предвидеть заранее, и именно тогда возникает необходимость в оперативной консультации. И если все подразделения компании связаны в единое видеопространство, то разговор “лицом к лицу” с нужным сотрудником или руководителем будет организован буквально в течение нескольких минут, а на созыв оперативного совещания надо примерно столько же времени, сколько требуется при конференц-вызове мобильной связи.
“Кроме того, — сказал Александр Ильин, — в роли крупных корпоративных клиентов, имеющих серьезные территориально распределенные структуры, выступают энергетические компании. В этом случае окупаемость внедрения систем ВКС за счет сокращения расходов на командировки менеджеров обычно достигается через год-полтора после их инсталляции и запуска в “боевой” режим”. В связи с этим можно вспомнить пример ВКС ФГУП “Атомэнергопроект”, разработанной компанией АМТ-ГРУП. Терминалы ВКС установлены в конференц-залах в Москве и в филиале предприятия на площадке строительства Нововоронежской АЭС-2, где “Атомэнергопроект” является управляющей инжиниринговой компанией, которой поручено сооружение двух новых энергоблоков “под ключ”. Запуск системы ВКС позволил обеспечить совместную работу специалистов и руководителей предприятия независимо от их местонахождения в данный момент. К видеоконференциям, проходящим между Москвой и Нововоронежем, при необходимости присоединяются специалисты, которые находятся на площадке АЭС в Индии.
Вполне жизнеспособен и мобильный вариант ВКС, уверен Иван Шарков: “К примеру, решение “Мобильная видеоконференцсвязь”, разработанное компанией “ВидеоПорт”, использует интернет-каналы оператора “Скай Линк” и применялось во время работы информационного центра “Выборы-2008”, когда мобильный доступ использовался в качестве резервного средства для обеспечения системы видеосвязи, которая объединила более 20 региональных избирательных пунктов “горячей линии” от Владивостока до Москвы, позволив проводить оперативные совещания и общаться в ходе работы пресс-центра”. Интересно, что “Мобильная видеоконференцсвязь” — одна из немногих систем ВКС, не требующая стационарных терминалов и обеспечивающая проведение полнофункциональных видеоконференций в мобильном режиме: она позволяет использовать такие инструменты совместной работы, как слайд-шоу, флип-чат, обмен мгновенными сообщениями, передача файлов.
Четвертый класс решений — это специальные проекты СМИ и телекомпаний. Обычно такие решения необходимо монтировать весьма оперативно, используя гибридные подключения к каналам связи; к тому же многие из них уникальны по техническому решению, заметил Александр Ильин. Обычно разворачивать оборудование для передачи сигнала необходимо на различных площадках, которые не всегда к этому готовы (недостаточное электропитение, нет скоростных каналов связи, сложности с освещением и т. д. “Нередко ВКС требуются для организации пресс-конференций значимых персон в информагентствах (к примеру, в РИА Новости), — размышляет он. — В качестве конкретного проекта можно отметить организацию ВКС для проведения пресс-конференции первого заместителя председателя правительства РФ Сергея Иванова, посвященной вопросам экономики и внешней политики. В ней приняли участие региональные представители СМИ, находившиеся в студиях Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Новосибирска. Подобного рода проект был выполнен по заданию Минкомсвязи России в рамках реализации национального проекта “Образование” — это видеоконференцсвязь Президента России Владимира Путина с представителями образовательных учреждений Чувашии, Чечни, Белгородской и Калининградской областей, которая прошла через кабельную VPN-сеть”.
Используют ВКС и телекомпании. Александр Ильин продолжает: “Уже более полутора лет действует проект, реализованный для ТРК “Петербург -- Пятый канал”, по организации цифровых телевизионных каналов между Санкт-Петербургом и Москвой. Передача телевизионного сигнала обеспечивается в цифровом формате со скоростью 8 Мбит/с с сохранением уровня качества исходного цифрового потока SDI. При этом в рамках проекта был организован дуплексный телевизионный канал, который соединил постоянно действующую открытую студию пятого канала в Москве с центральной аппаратной в Петербурге. Интересно, что канал поддерживается в рабочем состоянии круглосуточно, что позволяет редакции пятого канала проводить передачи в прямом эфире с московской студией в любое удобное время”.
Оборудование и каналы связи
Несмотря на разнообразие проектов у системных интеграторов, в настоящее время существует всего четыре основных типа решений ВКС, сказал Роман Акатов. Самый “нижний этаж” — это персональные системы, где ПО для работы от одного до четырёх человек стоит порядка 150--300 долл., а стоимость аппаратных решений может доходить до 8000 долл. Как правило, это либо компьютеры с камерами, либо полностью интегрированное решение, включающее кодек, монитор, камеру, микрофон, динамики. При этом, добавил Максим Бусаров, системе ВКС требуется отдельный пост администратора для управления, если заказчик имеет распределённую сеть из 10 точек и сервера.
Решения для малых переговорных комнат — второй уровень ВКС (стоимость от 4 до 15 тыс. долл.); они рассчитаны на обслуживание от двух до восьми участников переговоров, используют плазменную панель (их может быть и несколько) в качестве базы для передачи картинки, обладают множеством интерфейсов для подключения дополнительных камер и микрофонов и обеспечивают возможность передачи компьютерного изображения с XGA-разрешением (причем поддерживается одновременная передача двух изображений — с камеры и с компьютера — в одном соединении). Опционально может быть подключен сервер многоточечной видеоконференцсвязи (максимально четыре точки присутствия) и средства кодирования информации.
Третий вариант, комментирует г-н Акатов, — это решения для средних переговорных комнат (цена — от 5 до 40 тыс. долл.). Разница со вторым вариантом обычно состоит в размере плазменных дисплеев (здесь они могут доходить до 50 дюймов по диагонали), в количестве камер по числу участников мероприятия, а также в большом количестве микрофонов для четкой передачи речи. Кроме того, отмечает Максим Бусаров, в таких комплексных решениях интегрированы видеоконференцсвязь и конгресс-системы и дополнительно реализованы специальные системы управления залом, позволяющие одним нажатием реализовать стандартные сценарии от закрытия штор и подбора оптимального освещения до автоматического включения записывающих и отображающих устройств. Это интеграционные проекты, реализуемые под требования конкретного заказчика.
Четвертый вариант — для больших переговорных (14--60 тыс. долл.); такие решения предназначены для установки в больших конференц-залах, имеют целую стену экранов, большой набор интерфейсов для подключения микрофонов, камер, микшерных систем и усилителей, поддерживают встроенный сервер многоточечной видеоконференцсвязи. Фактически это системы Telepresence, создающие эффект присутствия собеседников за одним столом. Подобные продукты включают в себя специальные решения по освещению и даже элементы интерьера.
Безусловно, готовое решение собирается в зависимости от потребностей заказчика, сказал Сергей Епифанов, интегратор подбирает наиболее адекватный набор оборудования и программных средств. “Решаема и обратная задача: исходя из выделенного бюджета набрать работающую систему, — уверен он. — Сегодня на рынке есть десятки, если не сотни решений различных производителей из Европы, Азии, Америки. Всегда можно подобрать то, что отвечает требованиям клиента, либо достигнуть компромисса в соответствии с бюджетными ограничениями”. В этой связи имеет смысл отметить такие компании, специализирующиеся на терминальном и серверном оборудовании видеоконференцсвязи, как Tandberg, Polycom, Sony, Aethra, Huawei, Vcon, Vtel, Radvision, LifeSize (перечислены в порядке убывания рыночной доли), а также Navitar (системы освещения), Wolfvision (документальные камеры), Crestron (универсальные системы дистанционного управления), Extron (видеокоммутаторы) и т. д. В сегменте систем телеприсутствия активно выступают компании Cisco и НР.
Одна из основных проблем подобных решений — это каналы передачи данных. Конечно, идеальным вариантом для ВКС являются отдельные каналы широкополосного доступа только для видеосвязи (картинка и звук), однако с использованием современных кодеков для этого нужны не такие широкие полосы пропускания, как раньше. Безусловно, при работе с системой телеприсутствия, где основная задача состоит в том, чтобы человек видел не техническое средство обмена видеоинформацией, а своего собеседника, требования значительно выше, чем для обычной системы ВКС: необходим канал со скоростью примерно 8--15 Мбит/с в каждую сторону.
Для обычной ВКС другой порядок цифр: по мнению Максима Бусарова, скорость, необходимая для одного сеанса ВКС между двумя людьми, которые общаются по видеотерминалу или с помощью компьютеров, оснащенных видеокамерами, это 768 кбит/с — 1 Мбит/с, что позволяет при использовании современных технологий сжатия видео и звука добиваться хорошего качества. Технология передачи -- в основном IP, реже ISDN.
“Если видео будет выводиться на плазменный экран большого размера, — добавляет Сергей Епифанов, — то канал должен пропускать от 500 кбит/с до 4 Мбит/с. Если же сигнал приходит на экран мобильного или стационарного телефона, достаточно скорости от 50 до 64 кбит/с. Современные технологии позволяют организовать видеоконференцсвязь с учетом любой пропускной способности каналов. В основном сегодня используются технологии передачи видеосигнала по выделенным каналам связи либо с использованием IP. Второй вариант более современен и дешев”.
Оценка эффективности
В США и Западной Европе ВКС стали обычным и распространенным способом проведения совещаний. Благодаря надежности технологий связи и широкому спектру оборудования для ВКС за последний год видеосвязь стала успешно применяться в качестве эффективного инструмента корпоративного управления, утверждает Михаил Готальский: “Ссогласно статистике около 10% крупных международных компаний с филиалами по всему миру пользуются видеосвязью для удаленного общения между сотрудниками различных подразделений и офисов, расположенных в других городах или странах”.
“А вот в России и других странах СНГ о массовом спросе на такие системы говорить еще рано, — констатирует Роман Акатов. -- Тем не менее интерес компаний к данной технологии за последнее время существенно вырос благодаря снижению стоимости самого оборудования, более доступной цене аренды каналов связи, увеличению российских представительств зарубежных компаний (которые вынуждены устанавливать у себя как минимум терминалы видеоконференцсвязи), а также в силу того, что руководители российских компаний начинают понимать экономические выгоды от установки таких систем”.
“Давайте посмотрим, — продолжает г-н Акатов, — как рассчитывается возврат инвестиций. Допустим, у компании есть центральный офис в Москве и 14 филиалов в регионах. Если суммировать расходы на заработную плату сотрудников, на транспорт и пр., а также учесть время простоя топ-менеджера (затраты на дорогу) удаленного офиса, то стоимость проведения одной конференции в регионе составляет 207 тыс. руб. плюс риски (в частности, опоздание самолетов). При этом стоимость внедрения стандартного автоматизированного комплекса ВКС в среднем равняется около 1,5 млн. руб. Следовательно, автоматизированный комплекс проведения видеоконференций окупается примерно в течение семи месяцев весьма неторопливого использования. И гораздо быстрее при его активной работе”.
Таким образом, реализация системы видеоконференцсвязи позволяет существенно сократить операционные расходы на оперативные совещания между подразделениями компании, а также дает возможность внедрения новых технологий для оптимизации бизнес-процессов. Подобные решения обладают рядом уникальных преимуществ. Так, возможна полная интеграция системы ВКС с системой IP-телефонии компании, что позволит минимизировать капитальные вложения, операционные расходы на поддержку и эксплуатацию такого единого решения, особенно при организации единого центра управления всей телекоммуникационной инфраструктурой компании. В результате будет оптимизирована структура корпоративной сети для передаваемого трафика видеосовещаний, включая каналы территориально распределенных сегментов сети.
“Отмечу, — уверен Сергей Епифанов, — что все преимущества ВКС еще не до конца осознаны корпоративными заказчиками. Основными стимулами использования услуги являются и более оперативное принятие решений, и снижение транспортных и временных издержек в работе территориально распределенных структур, и применение наилучших практик западных корпораций. Но помимо этого существует и высокий уровень безопасности данной технологии, гибкость в организации встреч и презентаций — вы можете оперативно пригласить дополнительных участников, получить доступ к необходимой информации”.
“Кроме того, если не брать во внимание такие нематериальные преимущества, как удобство и комфортность общения, у руководителя всегда есть возможность получить оперативный ответ, не оставляя на несколько дней свое рабочее место. Это особенно важно для компаний, активно ведущих свой бизнес на территории всей России и за ее пределами”, — сказал Максим Бусаров.
Мобильная ВКС
Интересные решения есть и для мобильных пользователей. К примеру, новый вариант Tandberg Tactical MXP — компактная система для организаций, которым очень важно иметь защищенную, надежную и многофункциональную систему видеосвязи в любом месте и в любое время. Это и армия, милиция или МЧС, и газовые и нефтяные службы, это и сельская медицина и медицина катастроф. Все оборудование помещается в специальный водостойкий кейс массой 2,3 кг, куда вписаны встроенная камера, 15-дюймовый ЖК-дисплей, микрофон, динамики, специальная голосовая гарнитура, а также пульт управления и блок питания от аккумуляторов. Система может обеспечить подключение до четырёх видео- и трёх аудиоабонентов при скорости передачи данных 384 кбит/с — 2 Мбит/с по каналам ISDN или 768 кбит/с — 3 Мбит/с по протоколу IP. Кроме видеоизображения высокого качества (стандарт H.264) есть возможность организации шифрования при помощи протокола AES для конфиденциальных переговоров по открытым сетям связи. Причем этот комплект может быть подключен к любым средствам связи — от банального Ethernet до VSAT- или Inmarsat-терминалов. А с помощью PC-карты он может выйти в сеть по Wi-Fi или WiMAX.
Есть и еще одно подобное решение — Scotty Mobile, основанное на промышленном ноутбуке с операционной системой Windows, что позволяет не только проводить сеансы видеосвязи, но и легко интегрировать в них любые данные и файлы. Видеоконференцию можно автоматически записать на встроенный жесткий диск в формате MPEG для последующей архивации или передачи по каналу связи. Встроенный матричный микшер/коммутатор управляет подключением устройств аудио- и видеопериферии, к которым относятся дополнительные камеры и микрофоны. Все компоненты системы устойчивы к внешним ударам и вибрациям.
Кроме того, отметим и мобильный переносной комплекс “Пульс-М” — один из продуктов семейства решений для видеоконференцсвязи “Пульс”. Он выполняет функции стандартного терминала ВКС, обеспечивая соединения по протоколу H.323 “точка -- точка” с терминалами других производителей (Polycom, Tandberg, Sony и др.) в штатных режимах при скорости передачи информации от 30 кбит/c, имеет простой экранный интерфейс, управляемый дистанционным пультом (в следующих версиях будет реализовано управление с сенсорного экрана). Параллельно с видеизображением во втором окне можно передавать показания измерительных приборов (например, электрокардиографа) и короткие текстовые сообщения.
Кроме того, есть варианты для передачи картинки и с помощью мобильного терминала. “Правда, пока видеозвонок и видеоконференцсвязь в 3G-сетях остаются скорее экзотикой, которая только начинает распространяться на рынке, — констатирует Иван Шарков. -- Наблюдая растущую популярность услуги VoIP, можно отметить, что видеозвонок также со временем найдет своего потребителя, в том числе в корпоративном сегменте”.
“Массовое развитие мобильной корпоративной видеосвязи, — уверен Михаил Готальский, — все-таки ограничивается отсутствием достаточной полосы пропускания у большинства операторов при передаче данных от абонента к сети, кроме “Скай Линка”. Некоторые Wi-Fi-операторы анонсируют разработки систем на базе видеотелефонов с Wi-Fi-модулем, но этот гибрид практически нежизнеспособен. А при наличии скоростного протокола передачи EV-DO rev. A есть возможность предоставить клиентам полный комплекс услуг в области корпоративного видео: видеосвязь, видеоконференцсвязь, видеонаблюдение, запись и хранение видео, видеотрансляцию, передачу видео по запросу”.