Вице-премьер Сергей Иванов заявил, что использование американской навигационной системы NAVSTAR на государственном и муниципальном транспорте в России может быть запрещено. По его словам, до конца года правительство внесет в Госдуму проект закона “О навигационной деятельности в России”. Сейчас эта деятельность никак не регулируется, и можно использовать любые навигационные устройства. Сергей Иванов также отметил, что совместное использование навигационных систем GPS и ГЛОНАСС даст наибольший эффект, так как позволяет достичь высокой точности и надежности работы устройств.
Вести с орбиты
В то же время число спутников в системе ГЛОНАСС сократилось на два аппарата — 18 октября 2008 г. был выведен из состава группировки космический аппарат № 796, не работавший с 4 мая 2008 г., а 16 октября 2008 г. — аппарат № 797, переставший корректно функционировать с 16 июня 2008 г. Оба спутника были запущены на орбиту в декабре 2004-го. В итоге в настоящее время на орбите находятся 17 спутников, три из которых проходят этап ввода в систему. При этом контрольная станция системы ГЛОНАСС, расположенная в подмосковном Королеве, при наличии четырех видимых спутников определяет свое собственное положение с точностью до 10 м. Еще три спутника российской навигационной системы планируется запустить в декабре.
У системы NAVSTAR, основного конкурента ГЛОНАСС, тоже происходят изменения в орбитальной группировке: выведенный на техобслуживание спутник номер SVN37, в котором наблюдался ряд неполадок, в частности в работе часов, удалось снова ввести в строй. Он находился в нерабочем состоянии с декабря 2007 г.
Усманов купил себе немного GeoLife
Российский бизнесмен Алишер Усманов, генеральный директор “Газпроминвестхолдинга” и совладелец холдинга “Металинвест”, приобрел 50% акций компании “Универсал-телеком”, занимающейся геомониторингом подвижных объектов на базе спутниковых технологий и мобильной связи. В частности, под контроль бизнесмена перешел портал geolife.ru, работающий под девизом “Навигация по жизни” и предоставляющий услуги по определению местоположения детей, сотрудников, автомобилей (как личных, так и коммерческих), контейнеров и других подобных объектов. Кроме того, пользователь GeoLife может получить информацию об учреждениях культурного и бытового назначения, ближайших к его местонахождению: таких, как кафе, рестораны, автосервисы и обменные пункты. Также предоставляется информация о местонахождении других пользователей системы GeoLife. Как ожидается, инвестиции в проект в течение года составят 15 млн. долл., а срок окупаемости – 2,5 года.
В качестве цифровых карт портал использует картографические материалы, покрывающие всю территорию России, в том числе детальные карты 155 городов. В ближайшее время компания планирует включить в свою базу цифровые карты Украины и других стран СНГ. По некоторым сведениям, начало массовых продаж услуги запланировано на октябрь. По мнению руководителей портала, к концу 2009 г. абонентская база компании увеличится в 25 раз и превысит 50 тыс. пользователей. При этом, как ожидается, уже через три года компания будет обслуживать 200 тыс. абонентов, а затем перешагнет и порог в 1 млн. пользователей. При этом окупаемым проект станет при наличии 30--40 тыс. активных пользователей.
Для подключения услуги GeoLife нужно купить соответствующий пакет услуг и устройство слежения — маячок для автотранспорта GL-Step или персональный мобильный маячок GL-Auto. Трекеры обойдутся соответственно в 7490 руб. и 8490 руб., при этом в стоимость входит абонентская плата за три месяца. Цена самого контракта — 270 руб. К слову, можно и не покупать дополнительный трекер, время работы которого от аккумулятора составляет 24--36 ч. Вместо него подойдет любой мобильный телефон со встроенным или внешним GPS-модулем, но на него нужно будет загрузить специальное ПО от Geolife. Устройство отправляет свои координаты на сервер GeoLife по GPRS. При этом можно работать через операторов “МегаФон”, МТС и “Билайн”.