Цифровизация телевизионного вещания остается одним из самых приоритетных направлений в сфере высоких технологий в России. В IV квартале ожидается завершение разработки и утверждение в Правительстве РФ федеральной целевой программы (ФЦП) “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009—2015 годы”. А пока идут серьезные обсуждения и споры вокруг проекта ФЦП, основных перспектив новых телевизионных технологий и базовых принципов государственной политики в этой области.
В декабре прошлого года Правительство РФ утвердило концепцию развития цифрового телерадиовещания в стране до 2015 г. Причем основным инструментом, обеспечивающим достижение целей данной концепции, должна была стать ФЦП по развитию телерадиовещания в Российской Федерации, которую собирались разработать к весне или лету нынешнего года.
В ходе написания ФЦП было запланировано решить такие вопросы, как размер, источники и цели финансирования проекта, обеспечение населения цифровыми абонентскими устройствами, распределение каналов по мультиплексам и пр. (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=111820). Однако ничего этого сделано не было. Президентские выборы и последующее реформирование ведомств в очередной раз отодвинули подготовку ФЦП и сбили темпы законодательного процесса в данной сфере.
На состоявшейся в Московском научно-исследовательском телевизионном институте (МНИТИ) традиционной конференции “Современные телевизионные технологии. Состояние и направления развития” представители государственных структур, специалисты из отраслевых НИИ, руководители промышленных предприятий, эксперты медийной сферы обсудили основные проблемы перехода страны на цифровое вещание после структурной перестройки отрасли на этапе завершения подготовки и утверждения в правительстве ФЦП.
Судя по всему, за прошедшие месяцы сделано не много. Правда, теперь наконец-то определились с числом обязательных ТВ-программ, которые будут доступны населению на всей территории Российской Федерации, подсчитали экономический эффект от перевода вещательных сетей на цифровые технологии и стали более сдержанно прогнозировать сроки окончательной цифровизации ТВ-сети.
Нынешние инфраструктурные мощности телевизионной индустрии включают ресурсы РТРС в наземном сегменте распространения программ, ГПКС — в космическом сегменте, ТВ-центра “Останкино” и ВГТРК – в сфере создания контента. Они будут серьезно усилены. До 2015 г. должен быть бесплатно предоставлен пакет из восьми ТВ-каналов абонентам по всей территории страны.
Государство понимает, что это будет стоить недешево при любом сценарии цифровизации ТВ-сети. Поэтому были проведены определенные экономические исследования о возможном влиянии данного процесса на развитие экономики страны и впервые озвучены результаты таких работ.
“Предполагается, что к 2010 г. прямой эффект от реализации концепции (рост объемов хозяйственной деятельности и повышение эффективности в сфере производства телерадиовещательного оборудования и оказания услуг цифрового телерадиовещания) может составить 0,1%, а к 2015 г. — 0,25% ВВП Российской Федерации без учета роста в смежных отраслях экономики,” – отметил Виталий Стыцько, руководитель департамента цифрового телевизионного вещания и массовых коммуникаций Минкомсвязи РФ.
Сегодня экспериментальное цифровое телевизионное вещание осуществляется уже в пяти зонах. Наработанный опыт позволит решить ряд проблем, возникающих при переходе на цифровое вешание в масштабах всей страны. И все же темпы работ далеки от того, что делается за рубежом, “пробуксовка” оценивается экспертами как минимум в два-три года, а дальнейший процесс явно тормозится из-за отсутствия утвержденной и финансируемой федеральной целевой программы.
Переход телевизионного вещания на цифровые технологии обеспечивает ускоренное развитие новых систем телевещания — телевидения высокой четкости (ТВЧ, или HDTV), мобильного телевидения и интернет-телевидения (IP TV). Эти направления интенсивно развиваются во всем мире и в перспективе обещают высокую экономическую эффективность. Однако это в основном бизнес-проекты, требующие значительных частных инвестиций.
Исключение, по мнению г-на Стыцько, составляет решение важнейшей государственной задачи — обеспечения трансляции Зимних Олимпийских игр 2014 г. в формате ТВЧ. Для ее решения предусматриваются крупные бюджетные ассигнования. При решении поставленных задач развития телерадиовещания важнейшей проблемой становится привлечение серьезных инвестиций в отрасль. Это касается как развития инфраструктуры (модернизация существующих и создание новых сетей распространения телерадиопрограмм, обновление студийного оборудования), так и производства качественного телевизионного и радиоконтента.
Сегодня “в верхах” уже не так категоричны со сроками внедрения цифровых передатчиков и прекращения аналогового вещания в стране. Начинает преобладать разумный подход, основанный на реальных темпах изменения законодательной базы, на возможностях финансирования проектов, потенциале отечественной промышленности средств связи (ПСС) и т. д.
“До 2015 г. мы должны вывести из эксплуатации все аналоговые станции, которые мешают работе систем цифрового телевидения, — пояснил Стыцько. — И если в городе N старая станция не будет мешать цифровым передатчикам, то она сможет продолжить работать и далее. К тому же 1-й и 5-й частотные каналы не попадают под ограничения международных обязательств, и в некоторых регионах аналоговое вещание на них сможет оставаться и после 2015 г. Аналоговое вещание не будет отключено до тех пор, пока 95% населения в каждом регионе не будет обеспечено цифровыми приставками”.
Отдельной задачей является привлечение крупных инвестиций в отечественное производство цифрового телевизионного и радиовещательного оборудования, включая как профессиональное оборудование, так и современные телевизионные и радиоприемники для населения. Открывается широкое поле деятельности и для отечественных, и для иностранных инвесторов, в частности в плане создания совместных предприятий.
Этот призыв к отечественной ПСС был поддержан руководством другого ведомства, ответственного за развитие промышленного потенциала России. “В стране действует 90 тыс. эфирных передатчиков различной мощности, — заявил Александр Суворов, заместитель начальника департамента радиоэлектронной промышленности (РЭП) Минпромторга. — Их перевод на цифровые “рельсы” потребует инвестиций в объеме не менее 27 млрд. руб. Причем большая часть этой суммы может быть освоена отечественными предприятиями. Выпуск приемной аппаратуры нового поколения оценивается в 225 млрд. руб., и российские производители могут занять 60% в этом сегменте”. На поддержку и развитие данного направления департамент РЭП направил в нынешнем году 150 млн. руб.
Сегодня в сфере создания ТВ-оборудования действуют сотни организаций. “Необходимо обсудить возможность учреждения ассоциации разработчиков и производителей ТВ-аппаратуры, — считает г-н Суворов. — Это позволит объединить усилия отечественных компаний по продвижению своих изделий на региональные рынки и ускорить работы на данном направлении”.
Тезисы в поддержку отечественной ПСС звучали во многих выступлениях. Как сообщил Калью Кукк, вице-президент АО “Телеком”, отечественные ТВ-передатчики стоят на 30—40% дешевле зарубежных и с нынешним изменением курса рубля это соотношение только улучшается. Вместе с тем он обратил внимание специалистов на одну проблему, которой в нашей стране пока не придавали должного значения.
В будущей системе цифрового вещания РФ 50—60% передатчиков будут работать в составе синхронных сетей. Сегодня электронные метки для функционирования этих сетей можно получить только от американской системы GPS. Отечественная навигационная система ГЛОНАСС пока еще остается “недоразвитой”, да и дешевых специализированных терминалов для синхронизации передатчиков тоже не выпускается.
“Такое положение вряд ли можно считать приемлемым, ведь если американское руководство по каким-либо причинам надумает отключить свою систему над территорией РФ, то полстраны окажется без цифрового телевидения, — тревожится Калью Кукк. — Надо срочно доводить до кондиции ГЛОНАСС!”
Но далеко не все, что обсуждалось и предлагалось на конференции, заслуживает безоговорочного принятия и поддержки. Например, ФГУП НИИТ из Санкт-Петербурга участвует в разработке отечественных стандартов широкоформатного цифрового ТВЧ по программе создания национальных стандартов, которую реализует Ростехрегулирование. Казалось бы, проект российского стандарта должен быть максимально гармонизирован с имеющимися стандартами других стран и рекомендациями Международного союза электросвязи. Но, по недоброй советской традиции, мы конечно же должны выдать на-гора что-то совсем свое. Ну, скажем, вместо принятых в мире систем сжатия MPEG2 и MPEG4 легализовать в документе некую местную систему RVC (Russian Video Codec) питерской разработки.
Не сомневаюсь, что RVC – оригинальное решение, заслуживающее пристального внимания специалистов. Но может быть, есть смысл для начала продвинуть и обосновать ее в научных кругах, утвердить на уровне международных стандартов и лишь затем внедрять в основополагающий документ. Невольно возникает вопрос: насколько уместна такая практика, не ведет ли она к технологическому изоляционизму?