Группа ЕСS подвела итоги завершившегося финансового года
Аббревиатура ECS сегодня, как правило, упоминается в связи с тайваньской фирмой Elitegroup Computer Systems, заработавшей себе авторитет прежде всего на производстве системных плат, а также благодаря выпуску мобильных ПК. И совсем немногие знают или помнят, что сокращение ECS (но, естественно, уже с другой расшифровкой — Eastern Computer Systems) употреблялось, хотя и чрезвычайно редко, применительно к основанной в 1995 г. группе компаний, известной в первую очередь своим дистрибьюторским подразделением — DPI, причем в силу последнего обстоятельства группу даже иногда именовали как ECS/DPI.
Структура группы время от времени изменялась, но, как и ранее, она развивает и компьютерное, и полиграфическое направления. На продаже полиграфического оборудования и материалов специализируется ряд фирм, объединённых в подгруппу ECS Print. Что касается компьютерного направления, то оно представлено тремя компаниями — DPI Computers, diHouse и re:Store. Заметим, что в состав diHouse входят также фирмы “Wacom СНГ” (эксклюзивный дистрибьютор графических планшетов Wacom), iPro Ukraine и “ECS СНГ”.
С течением времени зоны ответственности DPI Computers и diHouse несколько изменились. Так, первая из них из некогда широкопрофильного дистрибьютора превратилась в системного интегратора, специализирующегося на образовательном рынке, а diHouse стала единым дистрибьюторским подразделением в составе ECS, дополнив прежние функции diHouse (работу с розницей) взаимодействием с дилерским каналом (до недавнего времени этим занималась компания iPro).
В конце октября группа ECS обнародовала результаты 2008 финансового года (завершившегося 30 сентября) по компьютерному направлению бизнеса, сообщив что её оборот здесь достиг 317 млн. долл. По сравнению с предшествующим отчетным периодом оборот компании вырос на 62%.
По традиции наиболее “оборотистое” подразделение группы — дистрибьюторское. В копилку ECS оно принесло 200 млн. долл. (по сравнению с 2007 финансовым годом данный показатель вырос на 43%), что немного меньше двух третьих совокупного оборота группы. При этом 50% оборота дистрибьютора обеспечили реселлеры. Ныне дилерская база diHouse насчитывает 185 партнеров, а в 2007-м их было 163.
Почти четверть (24%) оборота diHouse пришлась на продажи через так называемые “брендированные точки” — специально оформленные зоны в магазинах розничной торговли (в том числе принадлежащих крупным торговым сетям). Число подобных точек на сегодня достигло 132, причем, по информации ECS, за прошедший год оно значительно увеличилось. Безусловно, важными для компании событиями стали недавнее подписание договора с сотовым оператором МТС о субдистрибуции смартфонов iPhone в крупнейших розничных сетях и начало их продаж в России.
Несмотря на важность дистрибьюторского направления бизнеса, его вклад в совокупный оборот ECS систематически снижается (по крайней мере за последние три отчетных года): в 2007 г. доля дистрибуции составляла 71% (при обороте группы 198 млн. долл.), тогда как в 2006-м достигала 80% (от оборота в 98 млн. долл.).
Сокращение удельного веса дистрибуции обусловлено гораздо более динамичным развитием собственного розничного бизнеса группы. Объём продаж сети фирменных магазинов re:Store составил в 2008 финансовом году 19% от общего оборота ECS, или 61 млн. долл., годом ранее — 11% (22 млн. долл.), а в 2006-м — лишь 5% (5 млн. долл.). С момента открытия в 2005 г. первого фирменного магазина их число выросло уже до полусотни (по итогам предыдущего отчетного года у ECS насчитывалось три десятка собственных розничных точек).
Одним из наиболее важных событий последнего времени для сети re:Store стало расширение географии продаж: в минувшем отчетном году открыты первые четыре магазина re:Store в Германии, а к концу следующего ECS планирует иметь в этой стране 25 фирменных магазинов. Кроме того, розничные точки re:Store в скором времени появятся во Франции, Испании, Австрии и Италии. При этом, как сообщили в ECS, политика освоения европейского розничного пространства согласовывается с корпорацией Apple.
Нет ли опасности в расширении европейского бизнеса re:Store в условиях — как минимум — экономической неопределенности? “Опасность, конечно, есть, но мы видим серьёзную перспективу и не хотели бы от нее отказываться”, — сказал президент ECS Евгений Бутман.
Доля интеграторской части бизнеса в совокупном обороте ECS последние три года сохраняется примерно на одном уровне: в 2006-м она составляла 15%, в 2007 и 2008 гг. — увеличилась до 18%. По итогам 2008 финансового года оборот DPI Computers достиг 56 млн. долл. Напомнив, что компания работает с учреждениями всех уровней — от дошкольных до высших учебных заведений, а также в сфере дополнительного образования — и участвует в том числе и в крупных государственных программах развития образования, представители ECS особо выделили два недавно реализованных проекта — поставку образовательных решений по программе обучения в формате “1-to-1” на базе ноутбуков MacBook в Санкт-Петербургский университет телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича и Московскую школу № 2030 — “Школу будущего”.
До сих пор DPI Computers ограничивалась лишь образовательным рынком, однако в дальнейшем, по-видимому, не исключена возможность расширения сферы деятельности интегратора.
Оценивая общие итоги завершившегося финансового года, Евгений Бутман заметил, что группа достигла запланированных целей и, хотя в минувшем году продемонстрированы не самые высокие в её истории темпы роста бизнеса (например, в 2007-м оборот группы вырос более чем вдвое по сравнению с предшествующим, а в 2006-м увеличение оборота по сравнению с 2005-м вообще оказалось трёхкратным).
Говоря о планах развития бизнеса, глава ECS сообщил, в частности, что группа компаний начала работу с новыми партнерами — Sony, Sony Ericsson, Lego и рядом других. В планах — создание новых “монобрендовых” сетей в России (в ближайшее время будут открыты первые магазины в Москве).