Российский рынок видеоконференцсвязи (ВКС) поделен между зарубежными игроками. Между тем есть на нём и отечественные производители ВКС-систем, например компании DiViSy, “ВидеоПорт” и другие, представившие свои современные видеорешения на проведенном в Москве заседании круглого стола “Видеоконференцсвязь в России: проблемы и перспективы развития”. Они создают и внедряют свои вполне конкурентоспособные решения уже не один год, но остаются практически незаметными на фоне западных брендов. Такая мысль высказывалась за круглым столом российскими игроками данного сегмента. При этом, например, Павел Теплов, менеджер по развитию бизнеса Cisco, одного из ведущих игроков на рынке ВКС, тоже считает, что нашим разработчикам ума и смекалки не занимать, но констатирует, что на проведение полноценных НИОКР у них попросту нет средств. Впрочем, в полной мере с такой оценкой согласны не все наши игроки.
Так почему же российских производителей не замечают? В первую очередь тут сказывается отсутствие должной рекламы, которой они (и это происходит не только в сегменте ВКС) не уделяют внимания, а если и уделяют, то слишком мало. Например, один из участников круглого стола Константин Покровский, заместитель генерального директора фирмы DiViSy, разработчика и производителя комплексных решений, включающих ВКС, посетовал на то, что ни один поисковик в Интернете не выдает информацию об отечественных ВКС-продуктах. Но разве это вопрос к поисковым системам?
Другая проблема связана с ценой отечественных продуктов: уж очень невысока. И это, как ни парадоксально, является серьезным препятствием для их внедрения в нашей стране. Стефано Джиаккалья, менеджер итальянской компании Aethra по продажам в EMEA, привел цену двух клиентских мест ВКС, оснащенных устройствами производства своей фирмы. Так вот, эта цена, по словам коммерческого директора компании “ВидеоПорт” Михаила Готальского, на порядок выше отечественного аналогичного комплекта, т. е. вместо двух сотрудников такой же техникой можно оснастить целую бригаду численностью в двадцать человек. Но у интегратора свой расчет: какой бы продукт схожего назначения ни был выбран, объем работ остается примерно тем же, а прибыль (в деньгах) от малобюджетного проекта всегда окажется намного меньше, чем от проекта, под который поставляется дорогое оборудование. А потому, предлагая заказчику решение, он при прочих равных отдаст предпочтение западному продукту.
Справедливости ради нужно отметить, что у наших производителей систем ВКС есть и свои слабые места: их силы сконцентрированы на программных решениях, которые в отличие от аппаратных не позволяют реализовать ряд функций, необходимых в видеокомнатах или видеозалах: например, отсутствует возможность отслеживать направление голоса спикера, с тем чтобы автоматически навести на него видеокамеру, и т. п. Но далеко не всегда такой функционал нужен заказчику.
Более того, как выяснилось в разговоре за круглым столом, в крупных компаниях у многих руководителей приобретенный клиентский ВКС-терминал никогда и не включается — стоит в интерьере для престижа. Интересно, что подобная информация исходит не только от отечественных фирм. Так, г-н Джиаккалья подтвердил, что подобные случаи не редкость: бывает, что по целому году устройство может стоять на столе у топ-менеджера без всякого применения.
На первый взгляд, поскольку хорошо известны несомненные преимущества ВКС, предоставляемые пользователям, противников у этой технологии вроде бы быть не должно. На самом деле всё несколько сложнее. На практике руководитель -- а последнее слово остается за ним -- во многих случаях сопротивляется внедрению новых технологий. Главная причина видится здесь не в том, что он якобы не понимает (как считают некоторые игроки) преимущества ВКС, а в том, что ему самому придется осваивать эту технику. И здесь возникает психологический барьер: можно попасть, хоть и на время, в некую зависимость от людей, которыми руководишь, да вдобавок ее можно и не освоить. Показателен в этом плане опыт работы с ВКС Игоря Соловьева, начальника управления информатизации и связи Высшего арбитражного суда Российской Федерации. По его словам, хотя с технической стороны проблем не возникает, все же режим видеоконфенцсвязи требует от пользователей привыкания к новой технологии, и пока она настолько необычна для участников видеообщения, главным образом психологически, что напоминает связь с космонавтом.
Вполне вероятно, что наступивший финансовый кризис заставит руководителей многих компаний изменить свое отношение к информационным технологиям вообще и ВКС в частности, а также скорректирует расстановку сил на рынке ВКС в пользу отечественных производителей. Ведь заказчикам, в том числе и госструктурам, придется более внимательно относиться к затратам и в этом сегменте, а следовательно, делать выбор в пользу более экономичных решений.