О том, что государственная корпорация “Ростехнологии” приобрела блокирующий пакет акций (25,1%) кипрской компании WiMAX Holding, основным активом которой является оператор “Скартел”, стало известно совсем недавно. Между тем опцион на эту покупку “Ростехнологии” получили еще в мае 2007 г. В связи с этим, возможно, будут скорректированы планы развития сети мобильного WiMAX, которая сейчас строится в Санкт-Петербурге и Москве.
Фактически развитие “Скартела” напоминает сейчас старт “Скай Линка”, который тоже делал упор на скоростную передачу данных. Правда, ситуация у нового оператора гораздо лучше: есть хороший задел в области абонентского оборудования в виде мобильных USB-модемов, коммуникатора и нетбуков со встроенным WiMAX. Кроме того, абонентам предложена действительно быстрая сеть доступа, в которой можно получать данные со скоростью в несколько мегабит в секунду (точные значения в реальной сети, правда, еще только предстоит проверить). Большое достоинство этой системы состоит и в том, что сеть долгое время будет незагруженной, чего не скажешь о сетях передачи данных у операторов “большой тройки”.
Однако работать в массовом сегменте “Скартелу” будет крайне сложно — стоит принимать в расчет прямых конкурентов (те же компании “большой тройки”), а также тот факт, что отстроить полноценную сеть мобильного WiMAX в условиях плотной застройки железобетонными зданиями крайне сложно. Не исключено поэтому, что компания будет концентрироваться не только на поле частных бизнес-пользователей, но и на рынке проектов Public Safety, которые традиционно разворачиваются на технологии WiMAX.
Обычно такие системы мобильны, быстро разворачиваются на местности и обладают возможностью приоритизации трафика. Если возникает необходимость в увеличении потребления (к примеру, оперативный розыск преступника, облава, погоня, сканирование номеров всех автомобилей в городе для поиска угнанной машины, захват заложников, ограбление, пожар, автомобильная авария и т. д.), такому событию присваивается определенная категория из таблицы сценариев и осуществляется автоматическое переключение приоритетов. Таким образом, при автомобильной аварии больше всего ресурсов отдается машинам скорой помощи, а также средствам получения видеоинформации с места с помощью камер полицейских машин и вертолетов, прокладки наиболее оптимального пути доставки пострадавших, расчистки автомобильных пробок для проезда спецтехники, телеметрии для оказания первой медицинской помощи и т. д.
В данном случае включение государственной компании в состав учредителей только на руку оператору, поскольку обеспечение сервисами и связью оперативных служб обычно происходит централизованно. Да и создание продуктов для силовых структур, поддерживающих правопорядок, существенно ускоряет оформление необходимых разрешительных документов на установку базовых станций и ввоз абонентского оборудования.