Конкурентоспособность и устойчивость — два ключевых условия успеха любой социально-экономической системы, установлена ли она в масштабах целой страны, муниципалитета или корпорации. Обе цели фигурируют в программе каждого лица, принимающего решения. Их пиар-функция ясна — другой вопрос, насколько эти установки реальны, а планы выполнимы, особенно в контексте нынешнего мирового кризиса.

Очевидно, что эти два показателя конфликтны, так что баланс между ними является комплексной задачей, решение которой и определяет эффективность управления. Экономика — это шахматы, а не рулетка. Для успеха тут необходимы технологии разработки и исполнения планов, способные оперативно адаптироваться к изменениям ситуации, сохраняя ориентированность на требуемый результат.

Выстраивание социально-экономической стратегии и ее реализация неосуществимы без адекватного анализа и достаточно надежного прогноза, которые до последнего времени если и были возможны, то только в условиях относительной стабильности, поскольку лишь тогда ожидания на перспективу определяются простой экстраполяцией происходившего за предыдущий период, а рецепты действий отрабатываются в сходных ситуациях прошлого опыта.

XXI век: конец управляемости “по опыту”

Однако за последние годы мир прямо на глазах становится все менее стабильным и предсказуемым. Обстановка разворачивающегося кризиса убеждает, что опыт и оценки перестают работать. Сегодня результаты “самых авторитетных” прогнозов устаревают в момент их опубликования, поскольку обнаруживается, что традиционные технологии не в состоянии обеспечить эффективного анализа и прогнозирования, а значит, и продуктивного управления экономикой и бизнесом.

Причины такой неадекватности механизмов принятия решений очевидны:

  • мировая экономика обретает многомерность — уже не десятки, а сотни взаимосвязанных макропараметров влияют на развитие глобальных процессов;
  • любые экспертные прогнозы субъективны и страдают однобокостью, поскольку каждый эксперт видит лишь “свою” проекцию все более необъятной проблемы и чаще всего даже не пытается ее решать, а играет на чей-то конкретный интерес. Наглядный пример — мировые рейтинговые агентства, за последние месяцы полностью потерявшие свой собственный рейтинг;
  • самая передовая теория имеет естественный предел сложности и не способна отразить динамику мира и страны и тем более определить в этом контексте осмысленные методы управления.

Мы еще не осознали в полной мере, что за последние годы картина мира вышла за рамки обозримости, при которой еще можно было контролировать хотя бы ее части.

Миропорядок все больше теряет устойчивость и любая социально-экономическая система начинает напоминать корабль, попавший в шторм при отсутствии карты и рычагов управления, когда известные правила либо не работают, либо ведут к противоположному результату.

Ситуация становится необозримой по сложности и неразрешимой с точки зрения управления, т. е. начинает казаться безвыходной.

Консилиум как коллективный разум

За свою многовековую историю человечество выработало методику решения казалось бы неразрешимых проблем. Это совет экспертов, или консилиум, позволяющий находить ответ коллективными усилиями специалистов, при том что каждый из них обладает лишь частью знаний о проблеме и может вообще не знать, как она решается и решается ли в принципе.

В случае, когда проблема не превышает возможностей консилиума, общий потенциал его участников достаточен для выработки наилучшего или хотя бы удовлетворительного ответа. Поскольку с ростом сложности задачи она выходит за этот предел, то в дополнение к коллективным знаниям экспертов необходим механизм, который мог бы обобщить всю эту совокупность индивидуальных соображений для того, чтобы подтвердить его адекватность экспериментально — при решении конкретных задач.

До конца ХХ века в качестве такого механизма использовался эксперимент в уменьшенном масштабе: например, проведение некоторой реформы в ограниченном районе. Однако ясно, что неизбежные потери времени никак не могут помочь при решении макропроблем здесь и сейчас.

В последние два-три десятилетия большие надежды возлагались на компьютерное моделирование, которое уже показало высокую эффективность при решении сложных технических задач. Но моделирование экономики до сих пор удачных примеров решения макрозадач не давало.

И пока модель управления страной или крупной корпорацией не удается подтвердить расчетами компьютерного моделирования, практические решения принимаются на основе методики “умозаключений на пальцах” различных уполномоченных “гуру”. Следствием чего являются дорогостоящие и часто трагические ошибки. Поскольку “до” такое обоснование проверить невозможно, а “после” предъявлять претензии бессмысленно, наши авторитеты привыкли оправдываться универсальной формулой “хотели как лучше…”. Хотя за этим часто прячется корысть, т. е. по сути государственное преступление.

Решение неразрешимых проблем

Таким образом, сложность и динамика экономических проблем растет, а стоимость ошибок начинает зашкаливать. Мировой кризис раскручивается, и результатом его может быть коллапс.

Становится совершенно очевидно, что панацеей мог бы стать своего рода deux ex machine — качественно новый механизм компьютерного моделирования, обеспечивающий интегрирование в общую модель всех источников информации, включая теоретические, статистические и экспертные знания, даже если они разного качества и частично противоречат друг другу.

Конечно, необходимо, чтобы модель позволяла “проигрывать” различные варианты прогнозов и стратегий для определения тех из них, которые могут совместить устойчивость с оптимальным балансом получаемых результатов.

Понятно, что такая модель возможна лишь с той или иной степенью приближенности, поскольку основная масса параметров и связей в принципе не может быть известна точно. Достаточно вспомнить про курс рубля или цену нефти на завтра, не говоря о прогнозе на месяц или год вперед. Более того, так как представления о сложной проблеме в основном субъективны и противоречивы, то их приходится огрублять до такой степени, чтобы они становились совместимыми, не выходя за рамки объективной полезности.

При этом важно, что модель создается не только с использованием теорий и экспертных оценок, но и на основе официальных данных. А они в нашей стране редко бывают корректными и при извлечении из разных источников обычно неполны и противоречивы.

Наконец, модель не может быть и полной, поскольку не является полной сумма заложенных в нее знаний. Таким образом, реальная модель возможна только как недоопределенная во всех своих составляющих — начиная от множества ее параметров и зависимостей между ними и заканчивая значениями этих параметров и самим характером взаимосвязей.

Вывод: для создания таких моделей нужен новый математический аппарат — технология недоопределенных вычислительных моделей.

Уникальная технология

Казалось бы, подобный аппарат невозможен в принципе. Однако такая технология создана в России и за последние годы успешно опробована на многих десятках задач, в том числе в рамках нескольких проектов Минобороны РФ, при построении модели промышленности Москвы, модели тарифов на электроэнергию в увязке с влиянием налогов и инфляции Томской области, экспериментальных моделей экономики Казахстана и Болгарии. Сегодня на её основе разрабатываются социально-экономические модели Белоруссии и Красноярского края.

Успех этих проектов связан с использованием аппарата Н-моделей, относящегося к области constraint programming — наиболее перспективному направлению прикладной математики, активно развиваемому в мире с начала 1990-х годов. Именно этот аппарат позволяет получить качество прогнозов, недоступное традиционным математическим методам, которые плохо работают в условиях прогнозной неопределенности, а также неполноты и неточности используемых данных, характерных для текущей ситуации в России и мире.

Как показал опыт, преимущества Н-моделей обеспечивают качественный скачок в технологии моделирования и значительно расширяют спектр решаемых задач, причем во многих случаях эффективность решения повышается в несколько (иногда в десятки) раз по сравнению с лучшими из традиционных алгоритмов. В результате достигается решение проблем, ключевых для экономического моделирования и неразрешимых другими способами.

При этом Н-модели обладают тем уникальным качеством, что могут работать как совокупность независимых компонентов. Это позволяет строить модель коллективными усилиями многих реальных экспертов. И хотя их знания далеко не всегда являются истиной в последней инстанции и могут быть противоречивы, это не мешает всему комплексу быть в определенном смысле произведением этих знаний, а не простой их суммой. Что и обеспечивает результат, при котором прикладные возможности Н-модели в эффективности решения прикладных задач могут многократно превосходить компетенцию ее создателей.

Кратко о технологии Н-моделей

По сравнению с традиционными методами технология Н-моделей обладает несколькими ключевыми преимуществами.

1. Обеспечивает выявление скрытых закономерностей моделируемой системы на основе всей доступной совокупности знаний о ней (теоретических представлений, статистических данных, экспертных оценок). В результате удается извлекать полезную информацию даже из неполных, неточных и противоречивых данных.

2. Кроме привычных точных данных использует оценки в виде интервалов значений от… до… Интервальные оценки показателей позволяют отражать возможную неточность используемых данных, эффективно корректировать и уточнять исходную информацию, повышая надежность прогноза.

3. Интервальные оценки автоматически уточняются (сужаются) при поступлении в модель новых данных либо при задании пользователем дополнительных условий и требований к расчету, что существенно упрощает работу с моделью.

4. Обеспечивает учет плохо формализуемых факторов (в дополнение к факторам “обычным”, хорошо формализуемым).

5. Определяет “коридор ” возможных состояний экономики во времени, который обуславливает “коридоры” возможных значений всех параметров модели. Такой “коридор”, в частности, дает исчерпывающе полное решение прогностической задачи, задавая рамки развития экономики, за пределы которых она не может выйти. При этом по каждому параметру верхняя и нижняя границы “коридора” отражают соответственно максимальную и минимальную оценку его значений при условии, что остальные показатели модели также остаются в определенных для них этим “коридором” рамках.

6. “Коридоры” определяют области значений показателей Н-модели, отвечающие сразу многим, часто конфликтным условиям, что позволяет находить области взаимоприемлемых компромиссов между противоречивыми интересами различных участников экономического процесса.

7. Н-модель позволяет регулировать значения любых показателей и наблюдать результирующие изменения всех ее параметров. В частности, можно задать планируемую величину любого экономического показателя на конец прогнозного периода (например, удвоение валового регионального продукта к определенному году) и определить тот “коридор”, в котором экономика должна находиться, чтобы заданная величина была достигнута.8. Таким образом, Н-модель определяет всю область возможных состояний моделируемой системы, а не отдельные варианты, как при традиционных подходах. Это позволяет оценивать все потенциальные линии развития в контекстах любых ограничений и вероятных прогнозов.

Технология позволяет строить и использовать Н-модели с сотнями и тысячами взаимосвязанных показателей, учитывающих компоненты различного уровня и разной функциональной значимости. Например, ядро — обобщенная модель страны, расширение 1 — более детальные модели основных составляющих экономики, расширение 2 — обобщенные модели отраслей и регионов и т. д.

Резюме

К началу нового тысячелетия мир вступил в период растущей неустойчивости и потери координируемости.

В результате управление сложными социально-экономическими системами в масштабах корпорации, муниципалитета, страны или комплекса стран не может обеспечить не только формирование стабильной и приемлемой стратегии, но и принятие адекватных тактических и оперативных решений.

Мы не предлагаем здесь конкретного анализа причин мирового кризиса и мер по его преодолению. В фокусе статьи не сам кризис, а его последствия для каждой системы принятия решений, и универсальные рецепты в этом случае давать бессмысленно: Белоруссия, Казахстан или Красноярский край не похожи друг на друга, а трудности небольшого города имеют мало общего с проблемами управления крупной корпорацией.

В данном случае важно, что их проблемы по своему масштабу делятся на две группы: те, для решения которых достаточно хорошей менеджерской команды, и “необозримые”, когда принятие адекватного решения выходит за рамки потенциала группы управления. Однако во втором случае сумма имеющихся знаний может быть интегрирована в компьютерную модель, способную помогать вырабатывать решения, проверяя их результаты в контексте нестабильных внешних условий.

До последнего времени адекватное компьютерное моделирование оставалось чисто теоретической проблемой, что превращало сложные задачи в неразрешимые. Сегодня для реализации такого подхода создана технология на базе уникального аппарата Н-моделирования, причём методика её применения отработана на задачах моделирования систем самого разного уровня.

В условиях текущей нестабильности эта технология может послужить своего рода “подушкой безопасности” — обеспечить устойчивость, минимизировать потери, найти оптимальный коридор для выхода из кризиса при различных его поворотах. Хотелось бы, чтобы она помогла стране, ее отраслям и регионам, программам, национальным проектам и фирмам.

С автором статьи, генеральным директором ЗАО “ИнтеллиТек”, можно связаться по адресу: narin07@mail.ru