Завершился конкурс “Код свободы”, в котором принимали участие работники школ, использующие свободное программное обеспечение для преподавания информатики. Учредителем и организатором акции является общественная организация “Центр Свободных технологий” (ЦеСТ), спонсорами — компании ASUSTeK, “Гудлайн”, “Армада” и “Альт Линукс”.
Всего в конкурсе приняло участие 492 человека из 42 регионов России. Высокую активность продемонстрировали не только работники школ, принимавших участие в пилотном проекте с самого начала, но и учителя из Красноярского края, Нижегородской и Челябинской областей.
Победителями стали:
- Альфия Вагизовна Бурнашева, МОУ СОШ № 169, г. Казань, Республика Татарстан, за электронное учебное пособие “Создание баз данных в ПСПО (Linux)”;
- Мария Александровна Зильберман, МОУ СОШ № 91, г. Пермь, Пермский край, за практикум по компьютерной графике на базе векторного графического редактора Incscape;
- Сергей Викторович Косаченко, МОУ Каргасокская СОШ №2, с.Каргасок, Томская область, за адаптацию практикума по языку LOGO из учебника “Информатика 7-9 (базовый курс)” под редакцией Н.В. Макаровой для ПСПО.
Работы победителей конкурса будут доступны на сайте freecode.pspo.perm.ru.
Организаторы конкурса отметили высокий уровень всех представленных работ и выразили надежду в том, что этот конкурс — не последний. Ведь процесс внедрения свободного ПО еще не закончен, он только начинается.
При подведении итогов говорилось и о проблемах. Вопреки ожиданиям, главное препятствие на пути масштабного внедрения СПО в российские школы оказалось не техническим, как предполагалось в начале проекта. Разумеется, “зоопарк компьютеров” никуда не исчез, но с этой задачей организаторы практически справились.
Да и пресловутый человеческий фактор оказался не так страшен. Примерно половина педагогического состава школ восприняли внедрение СПО положительно, треть отнеслась к нему равнодушно, и только пятая часть учителей — негативно. Это очень хороший результат, если учесть, что до начала проекта систему Linux использовали буквально единицы.
Оказалось, что основная проблема — это обучение учителей. Сейчас оно проводится дистанционно, но сотрудники школ считают, что эта концепция крайне неудачна. Также отмечается нехватка методических пособий и учебников.