Число сотрудников, которые часто работают вне офиса и используют при этом сотовые телефоны, ноутбуки и другие мобильные устройства, стремительно увеличивается, причем как в больших корпорациях, так и на предприятиях малого и среднего бизнеса. И если в компаниях нет централизованной политики управления таким персоналом, то расходы компаний могут быстро выйти из-под контроля.
Добавление мобильных активов в вашу ИТ-инфраструктуру усложняет и удорожает ее. Но делать это надо, поскольку практика мобилизации рабочей силы становится все более актуальной. Более того, унификация мобильной ИТ-стратегии позволит снизить издержки в долгосрочной перспективе, повысить безопасность и предоставить мобильным и удаленным сотрудникам необходимые мобильные инструменты, которые помогут им стать более успешными.
Совершенствование мобильных устройств и бизнес-приложений (таких, как мобильные CRM- и BI-приложения), а также увеличение скорости передачи данных и емкости сотовых сетей дают возможность компаниям заменить ноутбуки сотрудников на смартфоны. В результате удается снизить показатель ТСО (общую стоимость владения) для мобильного парка, что обусловлено тремя причинами.
Причина № 1. Удобство карманного устройства для быстрого ведения бизнеса
Ноутбуки зачастую достаточно громоздки и, несмотря на быстрое развитие Wi-Fi-сетей, не всегда обеспечивают беспроводной доступ к Сети. Кроме того, они гораздо дороже смартфонов, и их сложнее чинить.
В отличие от ноутбуков смартфоны всегда и везде готовы к работе. Такое устройство можно постоянно иметь при себе и использовать для работы вне офиса в любое время дня и ночи. Кроме того, они удобны в использовании, поскольку разработаны специально для тех бизнесменов, которые ценят простой и быстрый доступ к информации.
Причина № 2. Меньшая стоимость эксплуатации и более специфические мобильные приложения
Кроме удобства для бизнес-пользователей, мобильные устройства требуют существенно меньших усилий от ИТ-департамента, чем ноутбуки. Расходы на поддержку ноутбуков больше, что обусловлено необходимостью противостоять вирусным угрозам, регулярно обновлять ПО и выполнять дорогостоящий ремонт в случае отказов. Кроме того, пользователи ноутбуков зачастую загружают и устанавливают на них приложения по своему усмотрению, что резко снижает безопасность корпоративной сети.
Смартфоны стоят дешевле, реже ломаются и требуют обновления приложений. Лицензии на мобильные бизнес-приложения (в частности, мобильные CRM- и GPS-инструменты) стоят дешевле и ими проще управлять. Так что в целом смартфоны доставляют ИТ-департаменту меньше хлопот, чем ноутбуки.
Причина № 3. Более высокие производительность и безопасность мобильных решений
Сотрудники, работающие в мобильном режиме, проводят много времени в аэропортах и отелях, что может привести к потере или краже их ноутбуков или мобильных устройств. Поскольку ноутбуки обычно содержат в себе больше информации, чем мобильные устройства, потеря только одного такого ноутбука может стать серьезной угрозой для корпоративной безопасности. Если же сотрудник теряет смартфон, то ИТ-администратор может удалить из него важные данные прямо со своего рабочего места, обеспечив таким образом безопасность корпоративной информации.
Не забывайте также о том, что поскольку сотрудникам ИТ-департамента приходится постоянно решать какие-то возникающие с корпоративными ноутбуками проблемы (восстановление жесткого диска, настройка сетевого подключения, обновление ПО и т. д.), у них остается меньше времени для внедрения новых стратегически важных технологий. Более того, каждый раз, когда требуется установить на ноутбук новое ПО, его владелец должен прервать свою работу и вернуться в офис, что приводит к непроизводительным потерям рабочего времени. Этого не происходит в случае использования смартфонов, обновление ПО которых может быть выполнено дистанционно по беспроводной сети без отрыва мобильных сотрудников от основной работы.
Переход от ноутбуков к смартфонам
Переводя мобильных сотрудников, сервис-инженеров и руководящий состав компании на карманные устройства, руководствуйтесь следующими девятью советами, которые помогут снизить показатель ТСО мобильного парка, упростить обслуживание устройств и повысить производительность персонала.
Совет № 1. Если пользователь имеет в своем распоряжении и ноутбук, и смартфон, обеспечьте ему возможность использовать только одно устройство для передачи голоса и данных. Это позволит снизить расходы компании на подключение сотрудников к Интернету.
Совет № 2. Определите наиболее подходящие для вашей компании операционные системы и ограничьте возможный выбор для сотрудников. Сегодня на рынке представлены BlackBerry и iPhone, многочисленные устройства с ОС Windows Mobile и Symbian OS, на подходе gPhone и другие потребительские устройства. Возможно, сотрудники предпочтут привычные им платформы, поэтому ИТ-подразделению нужно обеспечить такой выбор, при котором число недовольных пользователей будет минимальным.
Совет № 3. Вместе с вашим телекоммуникационным оператором разработайте план мероприятий. Это позволит вашей компании распространять информацию об услугах передачи голоса и данных среди мобильных пользователей, централизовать биллинг, уменьшить время решения административных проблем (например, согласование телефонных счетов) и получить централизованную поддержку для стандартизованных устройств.
Совет № 4. Развертывайте соответствующие мобильные приложения. Для этого адаптируйте существующие приложения для настольных ПК под мобильных пользователей или понаблюдайте, какие мобильные приложения помогают им работать лучше. Чтобы принять оптимальное решение, оцените, какая информация нужна мобильным пользователям, как они взаимодействуют с клиентами и коллегами.
Совет № 5. Убедитесь, что мобильное устройство дает возможность работать с общими приложениями, включая MS Office (или похожие на MS Office), которые используются в бизнесе для подготовки стандартных документов, предложений и отчетов.
Совет № 6. Позаботьтесь о том, чтобы мобильные устройства поддерживали как сотовые, так и Wi-Fi-сети, чтобы снизить затраты на связь. Если мобильные сотрудники постоянно перемещаются, встречаясь с клиентами в разных местах, им лучше предоставить устройства с поддержкой GPS-навигации. Тем же, кто путешествует по всему миру, хорошо бы иметь устройство, работающее в сетях как GSM, так и CDMA.
Совет № 7. Если пользователям приходится вводить большое количество информации, у них должно быть мобильное устройство с клавиатурой. Поэтому стоит специально обратить внимание на то, как в мобильном устройстве организован ввод данных. Сегодня предлагаются устройства с виртуальной экранной клавиатурой, клавиатурой для большого пальца и полноценной выдвижной клавиатурой.
Совет № 8. В зависимости от количества используемых в компании мобильных устройств для их поддержки может потребоваться установка корпоративных серверов (вроде BlackBerry Enterprise Server). Крупным компаниям надо тщательно спланировать процесс развертывания мобильного парка, включая установку специальных серверов и защитных экранов для обеспечения взаимодействия приложений и выхода в Интернет через беспроводные сети.
Совет № 9. Постарайтесь учесть, каких усилий будет стоить ИТ-департаменту поддержка мобильного парка. Убедитесь, что выбранная платформа совместима с такими внутренними системами, как электронная почта, и другими онлайновыми бизнес-приложениями. ИТ-подразделение будет отвечать за развертывание операционной системы и обновление приложений на мобильных устройствах, а также за восстановление корпоративных данных в случае утраты устройств. При этом каждая мобильная ОС предполагает свой набор инструментов для управления устройствами и взаимодействия с сервером.
Мобильная рабочая сила в будущем
Внедрение мобильного приложения даст возможность ИТ-департаменту снизить операционные издержки и сфокусировать свое внимание на более долгосрочном стратегическом планировании. В современной неопределенной экономической ситуации особенно важно использовать ИТ для расширения возможностей сотрудников, которые, отказываясь от ноутбуков, предъявляют все более высокие требования к смартфонам.
В не столь отдаленном будущем мы увидим, как сильно изменятся характер и методы работы персонала компаний. Сотрудники иногда будут совместно использовать компьютеры на своих рабочих местах для более интенсивной работы и создания контента. Но чаще они будут использовать смартфоны, которые обеспечат им взаимодействие с бизнес-системами компании. Вскоре они обнаружат, что могут больше времени заниматься своей работой и не заботиться о том, какая технология обеспечивает им такую возможность.