Еще полтора года назад рынка недорогих портативных мобильных ПК с диагональю экрана около 10 дюймов и массой порядка 1 кг просто не существовало — эту нишу практически полностью занимали весьма недешевые ноутбуки с развитым функционалом, предлагаемые крупными вендорами. Сейчас все изменилось коренным образом, и нетбуки интересны не только частным, но и корпоративным пользователям, а также вузам), которые с их помощью оперативно “мобилизуют ” значительную часть своих сотрудников, переводя рабочий или учебный процесс в цифровую форму.
В результате опроса наших читателей мы получили интересные данные: оказывается, почти в четверти коммерческих компаний (25,76% респондентов) замена устаревшим ноутбукам будет подбираться именно среди недорогих нетбуков, которые вполне справляются с офисными задачами и доступом в Интернет. Причем еще в 15,15% случаев такая замена уже происходит в настоящее время. Интересно, что за последний год мне удавалось заметить подобные суперпортативные ПК не только на стойках экспресс-кредитования финансово-кредитных учреждений, но и в руках экспедиторов, страховых агентов и даже сотрудников служб скорой помощи (правда, все это были коммерческие компании). Безусловно, “стационарные ” сотрудники офисов крайне редко переходят на мобильные решения (твердое “нет” нетбукам сказали 28,79% опрошенных нами пользователей и еще 22,73% считают, что эти устройства не потянут необходимые рабочие задачи), но это вполне закономерно: и экран, и площадь клавиатуры у “обычных” рабочих станций, конечно, удобнее, чем у миниатюрных ПК. Да и переоснащение даже на более доступные по цене решения значительному количеству коммерческих компаний в связи с мировым финансовым кризисом в ближайшие пару лет не грозит.
Интересно, что достоинств у нетбуков, по мнению опрошенных читателей, не так много: фактически это утилитарный инструмент для оперативного создания электронных документов, таблиц и презентаций (29,45% опрошенных), с развитыми коммуникационными возможностями, в том числе адаптерами для беспроводных сетей (19,86%), а также хорошим временем автономной работы (17,12%), которое позволяет использовать это устройство без подзарядки в течение как минимум половины рабочего дня (к сожалению, о дополнительных батареях и источниках питания повышенной емкости для большинства моделей нетбуков, представленных на рынке, пока можно забыть — производители редко уделяют этому пристальное внимание). Еще отмечается небольшая цена и компактность нетбуков (26,03% от всех опрошенных), а также наличие встроенной видеокамеры для видеосвязи и возможность использования VoIP (4,11%).
Фактически, такое устройство воспринимается как легкая пишущая машинка и устройство для чтения почты, сконструированное по принципу “несколько в одном”. Его явные преимущества — высокая портативность и коммуникативность. Никаких развитых мультимедийных функций, никакого потенциала для работы с графикой — утилитарный офисный инструмент для оперативной работы. Кроме школьников и студентов нетбуки подойдут практически любому офисному служащему. Хотя, без сомнения, их мощности не хватит для брокеров, работающих на фондовой бирже, программистов, сетевых инженеров, дизайнеров и т. д.
Кстати, наиболее перспективными технологиями для передачи данных с помощью мобильных ПК, безусловно, являются беспроводные. К примеру, оптимальным для использования в нетбуках (с помощью как встроенного адаптера, так и внешнего мобильного модема) пользователи считают протокол передачи данных IEEE 802.11 g (31% опрошенных), далее, как ни странно, мобильный WiMAX (23%), чуть уступает ему скоростной IEEE 802.11 n (21%). Два последних места лидирующей пятерки занимают EDGE (14%) и HSDPA (всего 7% от выборки). Популярность мобильного WiMAX — авансовая, таких сетей в коммерческой эксплуатации в России пока нет, но, очевидно, пользователям интересна работа в скоростной и, самое главное, незагруженной сети передачи данных, пусть даже только в мегаполисах.
Неудивительно, что, согласно данным опроса, основное призвание нетбука — быть оперативным рабочим инструментом для сотрудников во время командировок или “полевой” работы (это отметили 61,19% опрошенных). Но есть и другие варианты: организация временных офисов (нетбуки + беспроводной доступ в Интернет) на несколько человек (10,45%), к примеру для туристической компании, консалтингового агентства или рабочей группы по реализации того или иного проекта на крупном предприятии. Кроме того, интересным инструментом нетбук может стать для снятия показателей приборов, датчиков (11,94% опрошенных), агрегирования информации по продажам (5,97% опрошенных), организации временной торговой точки (2,99%). В условиях стационарной работы в офисном центре подобные устройства интересно использовать во время совещаний для оперативной фиксации принимаемых решений (1,49%), а также для проведения презентаций в комплекте с плазменной панелью или видеопроектором (1,49%).
При этом предпочтительная роль нетбука в большинстве случаев — в качестве самостоятельного инструмента сотрудника (34,12%). Правда, в отдельных компаниях его рассматривают и как дополнение к ноутбуку или десктопу (29,41% опрошенных), а также для работы “в тандеме ” со смартфоном или коммуникатором (10,59%). Но 24,71% респондентов отмечает, что в офисе устройство бесполезно — все его преимущества проявляются только при использовании в рамках “мобильного офиса”.