Интернет часто приходит нам на помощь, особенно когда встает вопрос выбора — что предпочесть, какой вариант лучше для конкретного случая и почему? Однако несмотря на кажущуюся простоту, интернет-посетителя ожидает немало трудностей. Например, вам крупно повезло — появилась возможность приобрести новое программное обеспечение для своего медицинского учреждения. В Интернете вы найдете огромную массу информации, но именно здесь и кроется первый подводный камень.
Обилие фирм и их программных продуктов поначалу радует и вселяет надежду. Но вскоре возникает ощущение, что на разных сайтах фирмы-изготовители говорят с посетителями если не на разных языках, то уж точно на разных диалектах. Многие производители описывают свое изделие довольно свободным стилем. Легко вводят новые определения и термины. Функции продукта “скромно” описывают общими терминами — “диагностика”, “лечебный процесс” и т. д., внося некую интригу в процесс восприятия: а какую именно диагностику авторы имеют в виду и что именно в “лечебном процессе” было ими автоматизировано? Кроме того, много информации доступно только в виде файлов для скачивания, что требует от посетителя сайта дополнительного времени и заметно удлиняет процесс знакомства со свойствами продукта. Конечно, если время для выбора не ограничено, то этот процесс превращается в довольно увлекательное занятие. Но чаще всего жизнь торопит и времени бывает недостаточно. После нескольких десятков просмотренных вариантов как-то сама собой исчезает ранее нарисованная идеальная картинка “простой медицинской информационной системы”, и процесс поисков заходит в тупик.
При большом разнообразии функций МИС до сих пор нет достаточно подробной системы для их классификации и анализа. Первые, очень важные шаги в этом направлении сделал известный ежегодный каталог АРМИТ. С его помощью можно быстро найти нужный класс продуктов и значительно сузить круг потенциальных кандидатов, однако оставшихся вариантов все равно еще очень много.
Значительно облегчить выбор МИС могут специализированные консалтинговые фирмы. Они не только помогают разобраться с представленной на сайтах разношерстной информацией, но и при необходимости более серьезного анализа могут провести углубленные целевые маркетинговые исследования рынка. Так, свою услуги медикам в области независимого анализа и выбора ПО предлагает компания “МедИнформКонсалтинг” (Москва,www.it2med.ru).
В настоящей статье предпринята попытка в первом приближении оценить возможности программных продуктов, предназначенных для автоматизации медицинских учреждений. Материал включает только готовую информацию, развернуто представленную на страничках сайтов и доступную посетителю для непосредственного анализа без выполнения рекомендаций типа “тут у нас можно взять архивные файлы, в которых все есть!”, и не является всеобъемлющим аналитическим обзором. Статья призвана не только помочь медикам лучше узнать спектр предлагаемых на рынке продуктов, но и дать разработчикам возможность посмотреть со стороны на состояние своих сайтов и понять, насколько впечатление, которое складывается у посетителя об их продуктах, соответствует задачам, которые перед этими сайтами поставлены.
Среди наиболее часто автоматизируемых задач медицинского учреждения было выделено 20 условных групп:
1 “Обслуживание амбулаторных пациентов”;
2 “Обслуживание стационарных пациентов”;
3 “Планирование ресурсов и диспетчеризация пациентов”;
4 “Медицинская статистика”;
5 “Лабораторная диагностика”;
6 “Функциональная диагностика”;
7 “Лучевая диагностика”;
8 “Поддержка принятие врачебных решений”;
9 “Аптека”;
10 “Хирургическая работа”;
11 “Стоматология”;
12 “Питание”;
13 “Санаторий”;
14 “Телемедицинские услуги”;
15 “Скорая помощь и мобильные агенты”;
16 “ОМС”;
17 “Коммерческий отдел, ДМС”;
18 “Хозяйственно-финансовые службы”;
19 “Анализ деятельности учреждения”;
20 “Интеграция с другими МИС (HL7, DICOM и т. д.)”.
Эти группы составлены по частоте встречаемости и, безусловно, не охватывают всего многообразия задач, решаемых в ЛПУ. В какой-то степени их состав отражает уровень развития отечественной коммерческой медицинской информатики и со временем будет детализироваться и дополняться. Разумеется, эти группы слишком широки для точного выявления возможностей предлагаемых продуктов и сравнения их между собой. Для детального сравнения, призванного снизить необоснованные ИТ-инвестиции, целесообразно проведение специальных целевых маркетинговых исследований.
В сводной таблице представлено несколько отечественных поставщиков, предлагающих программные средства для так называемой комплексной автоматизации учреждения.