В начале декабря PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовала свой первый рейтинг ведущих поставщиков программных продуктов, работающих на европейском рынке — EuroSoftware100. Он был сформирован на основе данных за 2007 год по двадцати странам Западной Европы. Восточная часть Старого Света, в том числе и Россия не попали в сферу данного исследования PwC (но компания обещает в будущем расширить его географию), но, тем не менее, представленные в отчете сведения представляют определенный интерес, в том числе в плане лучшего понимания ситуации в софтверной отрасли нашей страны.
По оценкам PwC, общая география мирового софтверного рынка выглядит так: на долю Америки приходится 49% продаж, Европы — 31%, Азии — 20%. Скорее всего, здесь в понятие “Европа” входят все страны Старого Света, однако далее речь идет только о Западной Европе, софтверный рынок которой эксперты оценили в 56 млрд. евро.
Далее, чтобы перейти к изучению содержимого отчета нужно определиться с национальностью компании-разработчика.
В современной глобальной экономике ключевой характеристикой бизнеса является география его рынков сбыта. И в этом плане все поставщики делятся на две основные категории — локальные (внутри одной страны) и международные. Хотя, конечно, среди второй тоже можно выделить две подгруппы — глобальные (по всему миру) и региональные. С национальностью локальной компании в целом вопрос решается просто, поскольку чаще всего в этой стране она зарегистрирована, тут находятся ее производственные мощности (центры разработки), здесь живут ее владельцы. У международных компаний все эти характеристики могут быть географически распределены, но их национальность определяется по простому формальному показателю — по месту регистрации. Это правильно, поскольку деятельность предприятия регулируется законами именно этой страны, тут она платит налоги.
С учетом сказанного понятно, что все поставщики, продающие ПО в Европе, делятся на две категории: европейцы и не-европейцы. Так получилось, что все представители второй категориие — из США. Но сразу обратим внимание: подавляющая часть “европейцев” относится к международным поставщикам — они продают свои продукты не только на “родине” и даже не только в пределах Европы.
В списке EuroSoftware100 по числу компаний доминируют США (47), далее следуют Великобритания (15), Франция (8), Германия (5). В финансовых же показателях преимущество США еще значительнее, это видно хотя бы потому, что в первую десятку входят всего два европейских разработчика, а в двадцатку — пять. При этом на первую десятку поставщиков приходится 45% общего объема продаж, из них Microsoft — 17%. Если посмотреть на доходы первых двухсот компаний, то на долю разработчиков из США приходится 52% доходов, Германии — 9%, Великобритании — 5%, Франции — 3%.
Тройка лидеров собственно европейских разработчиков выглядит так: SAP (Германия), Sage (Великобритания) и Dassault Systemes (Франция). В общем списке они занимают соответственно 3, 9 и 13 места. Отметим, что все эти компании являются международными с точки зрения рынков сбыта: на долю своих стран у них приходится 11-18% от общемировых продаж, а в целом на Западную Европу — 45-48%.
Все приведенные выше цифры относятся к географии продаж. Теперь посмотрим, сколько программных продуктов предлагают европейцы. В отчете PwC имеются три отдельных списка по top100 компаний-разработчиков Германии, Великобритании и Франции.
По эти данным получается, что первая сотня немецких компаний производит в год софта на 10 849 млн. евро, из которых 76% приходится на разработчика “номер один” — SAP. Приближенный подсчет представленных в отчете данных показывает, что на внутреннем рынке Германии продается примерно на 3200 млн. евро ПО местного производства. В Великобритании эти показатели выглядят так: 6300 млн. евро, из них 21% на игрока “номер один”, внутри страны — около 3000 млн. евро. Для Франции, соответственно, — 3503, 30, 2000. Добавим еще, что в каждой стране к международным игрокам относится 10-15 первых компаний, все остальные — преимущественно работают только на местном рынке.
Теперь попробуем посмотреть на российский софтверный рынок на фоне европейской ситуации. Мы уже говорили, что оценки разных исследователей в нашей стране расходятся и слабо сопоставимы (см. PC Week/RE № 45/2008, www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=116111). Сейчас мы будем оперировать данными ассоциаций РУССОФТ и ISDEF, которые лучше дополняют друг друга.
В отчете ISDEF говорится, что в 2007-м российские разработчики продали во всем мире (в том числе в России) программных продуктов на 1,7 млрд. долл. (примерно 1,2 млрд. евро). По оценкам экспертов РУССОФТ за рубеж было продано тиражного ПО на 560 млн. долл. Получается, некоторый ориентир продаж программных продуктов отечественных разработчиков внутри страны — около 1150 млн. долл., что представляется довольно завышенной оценкой.
Что касается лидеров среди российского коробочного софта, то здесь мнение самых различных экспертов единодушно — это “1С”, “Лаборатория Касперского”, ABBYY.
Анализ известных данных о бизнесе “1С” (с учетом ретроспективных сведений) позволяет оценить объем ее продаж экономического и мультимедийного софта в 2007 году в 150-190 млн. долл. Отметим также, что “1C” является типичным локальным поставщиком, она работает преимущественно в России и СНГ, в дальнем зарубежье продаются только игры.
Про объемы продаж “Лаборатории Касперского” ничего неизвестно, но они вряд ли превышают в сумме показатели “1С”. Но эта компания изначально была ориентирована на международные рынки. Вот ее собственные данные по распределению продаж: Америка — 18%, Западная Европа 50%, Восточная Европа (включая Россию) — 25%, Азия — 7%.
ABBYY — также разработчик для международного рынка. Вот география ее бизнеса: Западная Европа — 23%, Северная Америка и Япония — 21%, Украина и Восточная Европа — 17%, Россия + бывший СССР (кроме Украины и Молдовы) + весь остальной мир — 39%. Про свои объемы компания ничего не говорит, но недавно где-то в печати мелькнула общая сумма в 100 млн. долл.
Очень приближенные расчеты показывают, что на эту тройку лидеров приходится около 250 млн. долл. продаж на внутреннем российском рынке. Кто заполняет объем еще в 700 млн. долл. — непонятно, так как вряд ли в России есть местные разработчики с объемом продаж внутри страны более 10 млн. долл. в год.
Подведем некоторые итоги. Если принять за основу данные ESDEF, то получается, что российские разработчики производятся тиражного софта примерно в 9 раз меньше, чем их коллеги в Германии, и в три раза меньше французов. Если взять список крупнейших западноевропейских софтверных компаний (без американских), то в нем наша тройка лидеров могла бы разместиться на позициях от 15 до 30.