Итоги работы некоммерческого фонда “Вольное дело”, а также компаний Intel, Microsoft и Asus по реализации благотворительной образовательной программы “Компьютер для школьника” уже известны (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=116977). Но, вместе с этим, удалось выяснить некоторые подробности реализации этого проекта на местах. Как известно, в классах 193 школ Краснодарского края, Свердловской и Нижегородской областей было установлено более 42 тыс. нетбуков (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=113970), а за период с 7 ноября 2007 года прошли обучение более 1,6 тыс. педагогов и около 200 учителей информатики. А вот практику внедрения информатизации в учебный процесс описали пользователи коммьюнити ru_olpc, размещенного на блог-сервисе LiveJournal. Как и в случае с автоматизацией Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=116316), взгляд был локальный — пользователи поделились своими впечатлениями о проекте, охватившем с сентября 2008 года 36 учебных заведений Автозаводского района Нижнего Новгорода.
Интересно, что комплект поставки “железа” для образовательных учреждений типовой. Преподаватель получает ноутбук ASUS X51RL с предустановленной ОС Microsoft Windows XP Professional, а также Microsoft Office 2003 standard (таких устройств в Автозаводский район было поставлено 364 шт.). Вариант для ученика несколько другой — нетбук ASUS EeePC 701, ОС Windows XP, пакет e-Learning (общая поставка в школы области — 9664 шт.). Кроме того, в учреждения поставляется необходимое сетевое оборудование для организации локальной Wi-Fi-сети в каждом классе (часто такие сети не связаны между собой и не имеют выход в Интернет). Учительский ноутбук используется для управления работой учащихся (через систему E-Learning) и хранения работ учащихся (объем SSID-накопителя на нетбуках учащихся, как мы знаем, ограничен 4 Гб).
Поскольку проект охватывает только начальную школу, компьютерное оснащение положено только 1—4 классам школы (для остальных — только кабинет информатики с произвольным числом компьютеров, что зависит от каждой конкретной школы), причем нетбуки, которые используются и на уроках, и во внеклассной работе, выносить из класса не разрешается. Чаще всего, как сообщают пользователи, мобильные ПК используются для просмотра презентаций, которые ученики готовят дома в PowerPoint с помощью родителей. Подготовленные файлы сохраняются на USB-накопителях, а затем воспроизводятся в классе. К сожалению, в поставке для учебных классов не предусмотрены средства визуализации — к примеру, проектор с выводом информации на большой экран, поэтому учебные задания, как и прежде, приходится писать на доске. Техническим обеспечением проекта внутри школы обычно занимается учитель информатики начальных классов и родители-энтузиасты.
Реальная проблема у таких проектов — это слабое насыщение базовым ПО, которое может быть использовано для такого типа компьютеров. Одна из проблем — отсутствие внешнего накопителя, поэтому значительная часть мультимедийных энциклопедий, которые выпускаются крупными российскими издательствами, может быть использована там с формальным нарушением лицензионного соглашения (чаще всего действует формула “один диск — один компьютер”). Нет и ПО, позволяющего использовать компьютер учителя в качестве сервера, а нетбуки учеников — в качестве клиентов, централизованно обеспечивая, к примеру, процесс демонстрации учебной презентации или систем тестирования. Образовательный портал Министерства образования и науки РФ, созданный еще для нацпроекта “Качественное образование”, конечно, располагает методическими материалами для преподавателей, но они фрагментарны и имеются далеко не для всех предметов и возрастов учащихся. Кроме того, никакой специальный проект по изданию учебной литературы в виде электронных версий не начат. В результате преподавателям довольно сложно “сходу” не только задействовать нетбуки в образовательном процессе, но подобрать методическое обеспечение для занятий — если с информатикой дело более-менее ясно, то с русским языком, математикой, естествознанием и т. д. все довольно проблематично. К тому же в классных помещениях отсутствует разводка электропитания для постоянной подзарядки нетбуков. Поэтому несмотря на довольно четкие мониторы использовать компьютеры больше одного-двух уроков подряд невозможно.
В результате, как отмечают очевидны, реализуется нечто вроде классно-урочной системы обучения с компьютерной поддержкой. Но и в таком виде сам проект, без сомнения, представляется позитивным. Во-первых, дети к работе с мобильными ПК относятся с большим энтузиазмом. Во-вторых, не смотря на неоднозначное отношение к проекту учителей, большинство из них настроены оптимистично. В-третьих, подобные решения — это шаг к использованию компьютера учеником начальной школы в качестве и адаптивного учебного инструмента для познания окружающей реальности.