Корпорация Google решила cформировать партнерскую сеть для продвижения своего офисного Web-набора Google Apps, который включает средства работы с текстами, электронными таблицами, календарями и электронной почтой. Разумеется, речь идет о коммерческой версии Premium, нацеленной на корпоративный сегмент потребителей и в дополнение к возможностям бесплатного варианта пакета предоставляющей ряд расширенных сервисов и гарантированную техническую поддержку.
Выпуск Google Apps в начале 2007 г. наблюдатели единодушно оценили как намерение Web-лидера включиться в борьбу за офисных пользователей, бросив вызов корпорации Microsoft. Надо сказать, что попытки прошлых лет потеснить Редмонд в данной сфере (а последняя из них была связана с применением модели Open Source, в частности в виде проекта OpenOffice ) не увенчались заметными успехами. Но в случае Google оптимизм внушало то, что компания решила опробовать новую схему “облачных вычислений”, сделав ставку на Web-технологии, где она намного сильнее всех других игроков.
Однако по прошествии двух лет можно констатировать, что пока сколько-нибудь решительного перелома в борьбе за рынок офисного ПО, а тем более в корпоративном сегменте не произошло. По оценкам Gartner Research, сейчас насчитывается около 200 тыс. подписчиков пакета Google, что несопоставимо с сотнями миллионов пользователей MS Office. Конечно, можно говорить о преимуществах и недостатках Web-схем применительно к прикладному ПО, о консервативности корпоративных клиентов (в данном случае в плане перехода к облачным вычислениям), но есть и еще один важный момент — модель взаимодействия поставщика продуктов и услуг с конечными пользователями.
Дело в том, что ИТ-отрасль — точнее, ее ведущие игроки, определяющие ситуацию на рынке в целом, — практически сразу (по крайней мере с начала 70-х годов) строилась на базе партнерской модели. И тут нужно отметить, что Google — это не ИТ-компания, а лидер качественно нового рекламно-сервисного Web-направления, сформировавшегося на рубеже веков. Принципиальное его отличие от ИТ-рынка хорошо видно на примере той же Google — эта компания если и поставляет коммерческие услуги и продукты, то в очень небольшом объеме, не они являются основой бизнеса.
По сути проект Google Apps — это первая серьезная попытка выхода Google на коммерческий ИТ-рынок. При этом компания сделала ставку на качественно новый (по сравнению с традиционными ИТ) канал доставки своих предложений потребителям — напрямую через Интернет. Однако, как выяснилось, несмотря на огромную ширину этого канала, его возможностей для работы на массовом рынке явно недостаточно.
И этот опыт очень важен не только для Google, но и для ИТ-рынка в целом, где как раз сейчас идет активное внедрение интернет-моделей работы с клиентами и обсуждается роль партнерского сообщества в современных условиях.
На сегодняшний день у Google немногим более 50 дилеров в 25 странах. А ее главный конкурент на ИТ-рынке корпорация Microsoft имеет свыше 440 тыс. торговых партнеров и тратит, по оценкам Gartner Research, на поддержку каналов продаж около 3 млрд. долл. в год.
Отметим, что борьба на ИТ-рынке идет с широким применением соперниками методов своих противников. Так, Microsoft активно расширяет спектр онлайновых услуг, дополняя Office различными Web-средствами и используя облачную модель вычислений. А Google берет на вооружение подходы ИТ-рынка: компания решила активизировать продвижение редакции Premium своих офисных приложений через сеть авторизованных реселлеров, которым обещана 20%-ная скидка от базовой стоимости пакета.
Комментируя этот шаг Google, наблюдатели отмечают, что он, вероятно, вызван также и глобальным экономическим кризисом. В условиях снижения рынка рекламы значение направления продаж программных продуктов и услуг, которое для Google до сих пор с точки зрения доходов имело, скорее, чисто символических характер, возрастает, в том числе в плане повышения привлекательности компании для инвесторов.