В прошлый раз (PC Week/RE, № 1/2009) мы с вами пришли к неутешительному выводу, что в стрессово-критичных условиях не все руководители компаний сохраняют присутствие духа и предпринимают оптимальные меры для сохранения бизнеса. Для сотрудников компаний такая ситуация имеет несколько отрицательных последствий: с одной стороны, существует реальная угроза оказаться на “тонущем корабле” и в перспективе потерять работу, а с другой — трудиться под началом пусть даже временно неадекватного руководителя опасно для здоровья.
Как в этом случае поступать людям с активной жизненной позицией, которых не устраивает атмосфера пессимизма и обреченности?
Сначала поговорим о том, может ли в принципе подчиненный самостоятельно, без направляющих директив помочь своей компании остаться на плаву. Безусловно, для этого необходимо совместное слаженное функционирование всей команды, но начинать можно и с отдельно взятой личности, даже не обладающей широкими полномочиями в сфере управления рабочими процессами.
Для успешного решения этой трудной задачи жизненно важно в своей персональной деятельности соблюдать те же правила, что являются критичными для выживания любого бизнеса в период кризиса:
- повышать эффективность и отдачу от своей активности;
- максимально сократить свои трудозатраты без ухудшения достигаемых результатов;
- усилить контроль над всеми процессами, влияющими на ход персональных работ.
Каким образом можно повысить свою личную эффективность? Здесь замечательным образом пригодятся все наши любимые инструменты, о которых мы неоднократно говорили.
Фильтр необходимости поможет решить, нужна ли конкретная активность в данный момент времени. Перед тем как приступить к реализации конкретной задачи, отвечаем на вопросы: ·
- можно ли без данного мероприятия добиться успешного результата? ·
- если действие не будет произведено, то понятно ли, чтó можно сделать вместо него для достижения поставленной цели? ·
- приемлемы для вас в этом случае прямые затраты и затраты следствий?
Ответ “нет” или “не знаю” на любой вопрос означает, что нужно действовать. В противном случае активность нецелесообразна.
Применение фильтра необходимости важно в условиях кризиса, потому что помогает не только настроить личную эффективность, но и доказательно обосновать нецелесообразность навязываемых вам извне расточительных мероприятий.
Четко проведенная оцифровка цели многократно повышает вероятность ее реализации, уже на этапе постановки задачи формирует технологию осуществления, на старте определяет методику управления и контроля. Для оцифровки необходимы: однозначное понимание цели (определяющих параметров ее выполнения) всеми ключевыми участниками процесса; фиксация начального состояния всех базовых характеристик, определяющих достижение цели; назначение плановых значений для этих параметров; проверка возможности их контроля в ходе решения задачи.
Последовательно реализованная оцифровка цели помогала мне неоднократно. Причем не только с точки зрения повышения личной эффективности, но и для того, чтобы не ввязываться в предприятие, заведомо обреченное на провал из-за его непродуманности, беспечности участников, невозможности контроля достижимости результатов.
Очевидно, что любая добротная методика, повышающая продуктивность, обязательно помогает сократить трудозатраты. Ценность упомянутых выше инструментов состоит в том, что они позволяют именно на старте, еще до начала работ оградить себя от непроизводительных проектов.
В сложных экономических условиях к имеющимся у вас приемам, обеспечивающим сокращение личных трудозатрат, я бы обязательно добавила еще один фильтр. Решительно просмотрите (с целью анализа и сокращения) все ваши личные планы и задачи, всплывающие на экранах компьютеров в окнах программ-планировщиков либо давящие длинными списками в бумажных и электронных ежедневниках. Это раньше можно было себе позволить запланировать то, что “хорошо было бы в принципе когда-нибудь реализовать”. Сейчас такие дела в большинстве случаев следует отложить до лучших времен.
Жестче следует относиться и к делам из категории “текучка”. Понятно, что совсем избавиться от них не получится. Но не позволяйте себе утонуть в этом “болоте” сейчас, когда нужно сосредоточиться на том, что помогает зарабатывать деньги.
Я абсолютно уверена, что невозможно добиться высокоэффективной работы, если сотрудники находятся в паническом настроении, если их постоянно “вызывают на ковер” с целью разборок и наказания. Это очевидно для многих, и потому удивительно, что данный принцип часто нарушается руководителями, требующими производительного труда от вверенного им персонала.
Как оставаться результативным и успешным, как сохранить свое здоровье в экстремально стрессовых условиях?
Очень важно быть собранным и целеустремленным. Звучит банально, однако именно четкое осознание личной цели, непреклонная направленность движения к своему “маяку” дает мощную защиту от внешних разрушительных воздействий.
Если вы поняли, какие действия помогают вам лично быть эффективным в условиях кризиса, то вам вполне под силу придумать новую тактику работы с клиентами или правила продуктивного взаимодействия внутри компании.
Научившись определять целесообразность исполнения собственных задач, вы сможете проанализировать осуществляемые в компании проекты и представить предложения по их оптимизации начальству.
Вы можете попытаться понять руководителя вашей организации (ему сейчас сложнее, чем вам, потому что он может потерять гораздо больше) и попробовать стать психологом, способным разрядить тяжелую ситуацию. Если это сложно, то старайтесь быть спокойным и выдержанным во время любой неприятной беседы.
Главное — применяя предложенные здесь инструменты, вы спасаете не только себя, но и ту компанию, в которой работаете. Конечно, усилий одного человека может и не хватить, чтобы вытянуть весь бизнес, но, как говорится, если ты чего-нибудь по-настоящему хочешь, то вся Вселенная помогает тебе.
С автором статьи можно связаться по адресу: margo@starcons.ru.